''На берегах Леи''  

Газета села Бастаново (Рязанская область, Сасовский район). Распространяется бесплатно.

''Инеш буйларында''

№1 (29) — январь 2020 г. (текстовка)


Оригинал номера на http://tatarsasovo.narod.ru/doc/na_beregakh_leyi_num29.pdf

          




Летопись добрых дел / Игеле́к эшлә́ү — изге́ `әмә́л

Редакция газеты благодарит Фатыйму Иноятовну Садаеву, Рашиду Алиевну Канееву, Галимҗана Фаритовича Ибрагимова, Адилю Иноятовну Кантемирову за оказанную финансовую поддержку и желает им здоровья и благополучия. Алла́һы Тә`а́лә сезгә́ Үзене́ң рәхмә́т-бәрәкәтләре́н, сәламәтле́к-иминлекләре́н насы́йп әйләсе́н!

 



Колонка вездесущей бабушки / Мәстүрә́ апа́ кызыксына́
 

Здравствуйте, дорогие мои земляки! Исә́нмесез! И это снова я, Барынбиляева Мастуря Гяпсатаровна.

Прошёл декабрь, а снега наша детвора так и не дождала́сь (примечание: снег в Бастанове выпал после выхода газеты из печати — в ночь с 30-го на 31-е декабря). Климат, и правда, меняется. Вот уже какой год мы слышим от синоптиков: аномальные осадки, аномальная температура... И каждый год погода устанавливает всё новые и новые рекорды. Ну, что ж… Жизнь продолжается и Аллаһы бирсә, всё будет хорошо.

18 декабря с.г. в Исторической мечети прошло очередное, уже ставшее традиционным, годовое собрание, на котором был заслушан отчёт имама Джуры-хазрата Тураева о работе местной мусульманской организации за год. Не слышали? Ай-ай-ай! Как же так? И мы давали объявление, и в «Сасовской неделе» печатали, и сам хазрат обзванивал многих или устно приглашал... Получается, что этого недостаточно. Нужно будет в следующем году подключить Центральное Телевидение. Учтём.

Мало народу было. Значит, людей не интересует, что было сделано за год, на какие цели и какие расходы были произведены. С другой стороны, если всем всё будет понятно, потом не о чём будет шушукаться. А так — какой простор для фантазии!

Немного не угадали с днём проведения. Никто не предполагал, что субботу сделают рабочим днём. Наверное, отчасти, и с этим связана такая «активность».

А как же пенсионеры? Странно. Почему бы не прийти и не пообщаться?

Как бы там ни было, большинство из присутствовавших — работающие и, в общем-то, занятые люди, но они нашли время и приехали. И не только из Сасово. Алёшино, Любовниково... Ну и ладно. Всё прошло хорошо. Заслушали отчёт имама, поговорили о наболевшем, высказались. Утвердили имамом Верхней мечети Ибрагимова Анвара Галимҗановича. Поговорили о проблемах. А они у нас есть. Поговорили и о дальнейших перспективах. Много времени посвятили вопросу о кладбище. Одно из недавних захоронений было произведено, не учитывая плана размещения могил. Предполагается, что от ворот должна идти центральная дорожка (которой пока нет), и это нужно учитывать при планировании захоронений. Везде должен быть свой порядок. Не надо начинать копать могилу без имама-хатыйба Джуры-хазрата Тураева или его помощника (Галимҗана Фаритовича Ибрагимова). Про выбор правильного направления при сооружении могилы (с учётом расположения Қыйблы), мы уже писали. Бо́льшая часть новых могил немного отклоняется от этого. Учитывайте и согласовывайте и эту деталь. Вспомнили и про обещание главы нашего поселения Самойлова Владимира Николаевича, которое он дал ровно год назад на предыдущем собрании. Во всеуслышание было обещано выделить средства на забор вокруг кладбища. И сумма прозвучала — 200 тысяч рублей (и никто его за язык не тянул). Позади год, а воз, как говорится и поныне там. За всё время была завезена одна машина щебня для дороги на подступах к кладбищу, которая тоже давно требует внимания. И щебёнку тоже обещал год назад, и помнится — не одну машину. Возможно, причина таких красивых обещаний в том, что на том собрании было много представительных людей? Но тогда, тем более, стоит выполнять то, что наобещал.

Впереди — следующий год. Пожелаем имаму сил, здоровья и терпения в его нелёгком труде. А Анвару Ибрагимову — успехов в учебе в Нижегородском медресе и взаимопонимания с прихожанами Верхней улицы.

Пожелаем и всем остальным, чтобы слова не расходились с делами.

Год позади. Из светских мероприятий можно вспомнить проведение ежегодного, уже ставшего событием областного значения бастановского Сабантуя, участие наших представителей в мероприятиях Всемирного Конгресса татар, выпуск сборника материалов по итогам конференции «Наследие сасовских татар», фотовыставку «Жизнь национальных диаспор».

А газета, 29-й номер которой вы читаете? Почти 30 номеров — это 2,5 года, которые мы с вами, наши дорогие читатели. Ничего бы не было, если бы не ваша поддержка, которую мы постоянно чувствуем. Один вечер, посвящённый 2-летию нашего общения — чего стоит!

А как же наша повседневная жизнь? Может быть и здесь итоги подведём? Но тут, к сожалению, похвастаться нечем. Из номера в номер, мы пишем про проблемы села. Про мусор на полях, про темноту улиц, про детскую площадку, про забор вокруг кладбища и дорогу к нему... Ничего не меняется. 30 месяцев говорим, а ведь это даже не 30 месяцев назад началось... И неизвестно, когда закончится. И закончится ли? Да, была машина щебёнки (я уже о ней писала). Да, немного сожгли мусор в районе бывшей фермы. Но это, наверное, — десятая часть. И потом: сгорело то, что горит, а шифер, стекло, кирпичи и т.д. — всё осталось. Почему бы не собрать это в кучу? Почему не доделать до конца хотя бы то, за что взялись? И почему бы, в конце концов, не поставить пару жалких знаков, запрещающих свалку этого, надоевшего всем, мусора? Хочу вернуться к Сабантую. Мероприятие такого масштаба не каждый город потянет. Тот же Сабантуй в окрестностях Касимова — уступает нашему по уровню. Про Рязань и говорить нечего. Да и вообще, в нашей области не проводят так масштабно этот праздник. Радоваться бы местной администрации, что такую жирную галочку можно в отчётах ставить, да ещё и не требующую от нее особых вложений и сил. И помогать бы по мере возможностей. А на деле?

Я вот о чём подумала. А, может быть, я не всё знаю? Может быть, и хорошего много сделано? Напишите, пожалуйста, какую помощь вам оказала за последний год наша Администрация.

А, может быть, конкретно кого-то вспомните? И мы с удовольствием опубликуем.

Хочу ещё раз поблагодарить от лица всей нашей редакции наших детей: Ешелеву Милану и Костылёву Алину за оказанную помощь по разносу газеты.

Благодарим также и Канееву Найлю Аминовну — нашу помощницу на Верхней улице. Дай Аллаh вам всем сил и здоровья! Аллаһы Тә’алә́ сезгә́ қуә́т бирсе́н!

А ЕЩЁ:

Удачи вам, здоровья и всего самого наилучшего! Ба́рчағызға́ да саулы́қ-сәламәтле́к, ‘аиләлә́регезгә́ иминле́к келибе́з!

Ваша Мәстүрә-әби      
 


 

Воспоминания бастановской учительницы

В прошлом номере в рассказе о мельницах и пекарне мы упомянули Александра Васильевича Трухина, долгое время жившего в нашем селе. Его будущая супруга — Раиса Ивановна (в девичестве Андронова) — приехала в 1961 г. в бастановскую школу по направлению министерства образования в числе некоего «десанта» из 8-и новых учителей. Школа в Бастанове в то время стремительно росла, и это было очень актуально. Начали строить новую школу (открылась в 1974 г.). В свое время редакции газеты удалось записать некоторые воспоминания Раисы Ивановны Трухиной (1937-2018) на диктофон. Надо заметить, что, несмотря на то, что она недолго преподавала в нашем селе (до 1964 г., и вела, в основном, географию), позже, живя и работая в Сасове, она всю жизнь тепло отзывалась о бастановцах, о татарах. Многие сасовцы и сельчане Раису Ивановну прекрасно знали по работе в Совете ветеранов, по ее активной жизненной позиции и неутомимому характеру.

Помимо всего прочего, Р.И.Трухина была еще и прекрасной рассказчицей. Пусть эти статьи станут знаком памяти этой хорошей Женщине. Разумеется, мы не сможем уместить весь материал в одном номере.

В 1961 г. в бастановской школе училось 283 ученика. По приезде ей, молодому специалисту дали 5-й класс «А». Это были ребята и девчонки из близлежащих сёл и деревень — Кошибеево, два Амесьева и п. Лейный (в школе в Бастанове учились и дети из всех этих н.п., как правило, живя у сельчан «на квартирах», лишь в выходные выбираясь домой). Будучи классным руководителем, молодой учительнице частенько пешком, в компании с Ниной Пантелеевной Кузякиной, приходилось навещать родителей нерадивых учеников в соседних деревнях. Бастановцы (Алима Канеева, Алима Девликамова и др.) должны помнить занятия в кружке «Люби и знай край рязанский», который она организовала и вела.

Все классы в те годы, в майские праздники, посещали пещеру в амесьевском лесу, где в 1917 году прятался революционер Андрей Никитич Янин, устанавливавший в Сасовском крае Советскую власть. Как рассказывала Раиса Ивановна, пещера была небольшая, но вполне приличная для жилья. В Н.Амесьеве находился Дом-музей А.Н.Янина.

Пользующаяся уважением, молодая и активная комсомолка Раиса нередко писала рекомендации и характеристики для вступления в комсомол. Например, именно она поручилась за племянника Андрея Никитича, сына тогдашнего директора школы Леонида Павловича Янина — Андрея, которого в Бастанове многие знают как Адика…

Вскоре Раису Ивановну перевели на работу в Сасово — завучем в Интернат, и она с семьей переехала в райцентр, но связи с Бастановской школой она не теряла. О Бастанове она тогда ещё много интересного рассказала. Продолжение — в следующих номерах.
 


 

100 лет Татарской АССР

В г.Казани 17-20 декабря с.г. состоялось расширенное заседание Милли Шура (Национального совета) Всемирного Конгресса татар, куда был приглашен и председатель Сасовской национально-культурной автономии Н.К.Гарипов. В этом году оно было совмещено с XIV форумом успешных предпринимателей Татарстана и торжествами, посвящёнными началу цикла мероприятий связанных с празднованием 100-летия Татарской АССР, что безусловно станет главным событием 2020 года в республике.

Старт юбилею был торжественно дан 19 декабря 2019 г. в главном выставочном центре Татарстана — «Казань Экспо», расположенном за городом, рядом с аэропортом Казань-2. Присутствовали руководство республики, главы всех районов, представители бизнеса, госструктур, культуры, образования, общественности, а также ветераны войн и труда, гости Казани. Церемония открытия года празднования столетия Татарской АССР включала и официальные речи, и награждения выдающихся лиц, и впечатляющие инсценировки исторических событий, сопровождаемые лазерными шоу и большой концерт с участием татарстанских и российских звёзд (нажмите мышкой по картинке ниже). В завершение торжества весь зал в 2,5 тысячи человек стоя подпевал мэтру татарской эстрады, народному артисту России С.З.Фатхетдинову с его всенародным хитом «Мин яратам сине, Татарстан». Но, как отметил один из ведущих мероприятия, тоже народный артист РФ, С.К.Шакуров, «это — только начало праздника; главное — впереди!». Татарстан ждут масштабные перемены: в следующем году откроется движение транспорта по Большому Казанскому кольцу, в районах республики будут открываться парки и скверы имени столетия ТатАССР, на телеканале ТНВ пройдет цикл фильмов, посвященных 100-летию республики и т.д. Всего в плане подготовки 75 крупных мероприятий, которые разбиты на четыре раздела: благоустройство, торжества, информационное освещение и изготовление печатной продукции.


 


 

Бастановские истории / Буста́н риваятьләре́

Что-то давно ничего не было в нашей рубрике «Бустан риваятьләре» или «Невыдуманные бастановские истории». Неужели нашим односельчанам нечего вспомнить? Оказалось, мы напрасно волновались.

Сегодня — новые истории.

Кувшин с золотом

Недалеко от бастановского кладбища стоит покосившаяся избушка (рядом с домом Ахтама Наильевича и Венеры Владимировны Садаевых). Там уже давно никто не живёт. А раньше в этом доме жила большая семья: Гани Изятуллович и Сафия Изятулловна Тынчеровы и их восемь детей: Ахмед, Абдулла, Адиль, Али, Адиля, Алия, Аминя и Алима.

История этой семьи, как и многих бастановских, очень интересная и мы как-нибудь к ней ещё вернёмся, а сегодня расскажем немного о другом.

Дом опустел где-то в середине 90-х и постепенно приходил в упадок. Родственники хозяев решили использовать то, что ещё сохранилось. Бревенчатую конюшню разобрали и перевезли к внучке хозяина дома — Гульфие Ахмедовне Холькиной. Когда дошла очередь до ворот, произошла заминка. Дубовые столбы были такими огромными, что вытаскивать из земли, куда они были зарыты больше чем на полтора метра, пришлось трактором. Благо в семье был свой тракторист. По воспоминаниям Владимира Степановича Холькина, потрудиться пришлось изрядно. Вот что он сам рассказал.

Первый столб вытащили, зацепили второй. В самый последний момент земля обвалилась, а вместе с ней из кустов растущей рядом крапивы в яму скатилось что-то тяжёлое.

Все столпились вокруг. Яма была метра полтора глубиной. А в поперечнике сантиметров 60. Дна не видать, да и землёй немного присыпало.

Попробовали каким-то прутом потюкать. Звук металлический. Первое, что на ум пришло — клад!

Бывшие хозяева были бондарями (не зря же за семьёй потом прозвище «бондар» или «кадушник» закрепилось!), т.е. мастеровыми, у которых (кто его знает?), вполне могло быть что-то припрятано. Может быть даже кувшин с золотом?! Теперь его нужно было как-то достать. Опять потюкали. Точно металл. И самое главное — что-то круглое. Кувшин!

Попробовали проволокой, сделав на её конце крючок — не получается... Тяжёлый очень кувшин. На простой чугунок тоже не похоже. Звук металлический, но глухой. И точно не пустой. Один раз даже как-то зацепили, но от тяжести крюк разогнулся, хотя и был достаточно толстым и крепким. Точно кувшин! И ручка есть — за что-то же зацеплялись! И тяжёлый. Больше 10 кг точно. Золото! Однозначно, золото!

Копать долго. Решили достать руками. Полез сам.

Равиль (Мухамедьяров), мой свояк, держал меня за ноги и потихоньку опускал в яму. Вниз головой.

Когда руки коснулись дна, я стал шарить по нему. Темно очень, да и глаза закрыты. Сверху всё сыпет и сыпет. И я нашёл его! Пузатый такой! Оказывается, он перевернулся и воткнулся горловиной в землю. Как только монеты не рассыпались?!

Нащупав ручку, я попробовал вытянуть кувшин. Куда там! Очень тяжёлый. А яма узкая. Ни развернуться, ни руку согнуть... Пришлось привязывать проволоку к ручке и вытягивать.

Но вначале вытянули меня. В голове только одна мысль: лишь бы кувшин не раскрылся и монеты не высыпались! Тогда точно раскопки вести придётся.
Всё обошлось. Ничего не рассыпалось.

Всё вытащили целёхонько. Только вместо кувшина была двухпудовая гиря. Обычная гиря. Мы её на всякий случай даже напильником попилить попробовали. Вдруг золотая? Нет. Обычная чугунная гиря. А кто не верит — пойдите, посмотрите. Она до сих пор у Равиля в гараже лежит.
 



Давно не было историй и от Наиля-абзый Барамыкова. Даже скучно стало. Недавно он вспомнил еще парочку. И обе на одну тему.

«Баллы́» хикәятлә́р

Бу хәл 1951-52-нче елларда булды. Абзый (Мухтар) әле армиягә китмәгән иде. Қышын утынға урманға йөри идек, чәнәшкә б/н. Ағач кисмә қушмый иделәр. Шуғардан урманда чери барған ағач төпләрен қаезлап ала идек. Бер көнне шулай зур бер имән төпчеге таптық. Ярғалагач, бақсақ: мурта қортлары б/н тулы, баллары да бар! Элгәре бераз қурықтық — чақмасалар иде. Аннары мурталарның йоқлағаннарын күреп, қыюлана төштек. Балларын җыеп, үзебез б/н алып қайттық. Урманға утынға барып, бал китердек.


Бал турында сүз чыққач, тағын бер хәл искә төште.


Бер вақытны Рабиға (хатыным) крыльчәгә чыққан да қурқып қалган: нигәдер ике тирәз қап-қарадай булған, ниндидер шомлы гөжләү дә ишетелә, ди. Әллә чебенме инде шул қадәр, дип уйлап, себерке б/н, қурқа-қурқа ғына, тегеләрне ишеп төшермәгә дип авылға чыққан. Чебеннәрне қуа башлаған. Ә алар баш өстендә болыт кебек бастылар, бар җирне қараңғылаттылар, ди. Яхшылап қараса — мурталар икән. Аңлағач, бигрәк тә қурыққан. Рабиға ничектер кире өйгә қачқан шулай да. Ишекне ябып, телефоннан Рамилне (Енилеевны) чақырған. Бераз вақыттан соң, Рамил умартачы Әнвәр Девликамов б/н килә. Алар икәүләп ничектер мурталарны тубылға җыялар ахырда...

Соңрак Әнвәр безне бал б/н сыйлады.

Яхшылықсыз яман булмый бит, дуслар. Тормыш ул әмән қуласа...
 



Каляпуш и другие

Давайте проведём небольшой тест.

К вам обратились с просьбой описать внешний облик татарина. Что вы вспомните в первую очередь? Хотя бы два-три признака.

Не читайте дальше, прервитесь на минуту, поразмышляйте.

Ну ладно. Думаю, что, в основном, все вспомнят про тюбетейку.

С одной стороны, немного странно: тюбетейка в современном мире не является повседневной частью нашей одежды и мы, носим её редко, в основном, надевая на какие-нибудь мероприятия. Тем не менее, тюбетейка остается одним из наших национальных символов.

Конечно, тюбетейка — не чисто татарское изобретение, а мужской и женский головной убор тюркских народов. И каждый народ внёс во внешний вид тюбетейки свой колорит. Форма, покрой, орнамент, материал, цвет, дополнения в виде кисточек, помпонов...

И названия разные. «Тюбетейка» — это на русский лад изменённое татаро-башкирское слово «түбәтә́й». По-казахски это будет «төбетей», «тақия»; по-кыргызски —«тебетей»; по-чеченски — «пяс», по-туркменски — «tahýa»; по-азербайджански — «araxçın / арахчын»).

Как бы не произносилось, подразумевается лёгкая круглая шапочка. Хотя, например, в Кыргызстане, тебетеем называют отороченную мехом зимнюю шапку, а то, о чём мы говорим, называют «топу».

Топа, тапу, допа, дупи... — такое среднеазиатское название тюбетейки многим тоже знакомо, особенно по «допушке». А ещё её называют «қалпоқ». Ничего не напоминает?

Каждый орнамент что-то означает.

Это не просто красивый узор.

В искусстве тюбетеечного орнамента дальше всех ушли узбекские мастерицы. Каждая область имеет свою тюбетейку. И каждый стежок сделан не просто так.

Вот, например, чустская тюбетейка.

Белые узоры на чёрном фоне. Плотная, но может сложиться в виде треугольника. Орнамент со стручковым перцем (калампур) считается символом жизни, семейного благополучия и оберегает от сглаза [цветок миндаля (бодом), который вышивают на похожей тюбетейки из Маргилана (Марғилон), олицетворяет счастливый брак — см.фото].


чустская тюбетейка


маргиланская тюбетейка

Бараньи рога символизируют силу и мужество. Арки по контуру тюбетейки (их 16), должны принести богатство и здоровье. И т.д.

У меня собралась целая коллекция тюбетеек. Самая первая — привезённая ещё из Узбекистана — чустская. Её мне папа подарил. Есть каракалпакская, которую сын привёз из Турции. Интересно, да? Есть маргиланская, которая осталась от тестя (мархум). Есть казахская, которую подарили новые родственники.

Само собой, есть и татарские тюбетейки. Одну (бархатный кәпәч чёрного цвета), мне вручили, как делегату VI съезда ВКТ, вторую (войлочную) я купил в Н.Новгороде, на всероссийском Сабантуе. Есть тёплые, есть совсем тоненькие. Всего 10 штук. Все ношу. Выбираю по настроению.

Цилиндрические, конические, круглые, плоские... Тканные, вязаные, валяные... Глубокие, низкие.

Каких только нет!

Раньше тюбетейки носили постоянно, как обычный головной убор. Традиция эта сохранилась только в Средней Азии. В современных Татарстане и Башкортостане уже не вызывает удивление человек с тюбетейкой на голове. Но всё равно, это не носит массовый характер. И чаще всего, как уже указывалось выше, мы носим их только по случаю (праздник, похороны или поминки, посещение мечети). И некогда традиционный головной убор — тюбетейка — в настоящее время чаще всего рассматривается лишь как религиозный атрибут.

Был один период, когда тюбетейку носили (особенно дети) вне зависимости от места проживания и национальности. Не помните?

Во время войны многих приютила Средняя Азия. Эвакуация.

А потом все разъехались по своим регионам. И тюбетейки тоже. Если посмотреть фильмы 1940-60 гг., на многих киногероях можно увидеть тюбетейку.

Слово «тюбетейка» — производное от общетюркского «тюбе» (вершина, холм). По-татарски тоже, как вы знаете, «түбә́» — крыша или возвышенность.

Если взять татарскую тюбетейку, то изначально это была мягкая шапочка, которую воины носили под шлемом. Называлась она «тәқыя». И те, первые тюбетейки, не были богато украшены вышивкой. Ну, если только, каким-нибудь оберегом.

Позже, когда их стали носить, как обычный головной убор, они стали более яркими.

Разновидностью тәқыя́ является татарский кәпә́ч — мягкая, полусферическая тюбетейка.

        

Значительно позже, примерно в середине XIX века, уже, наверное, под влиянием турецких фесок, появился каляпуш (кәләпү́ш) — с твёрдым околышем и плоским верхом.
Слово «каляпуш» тоже имеет тюркские корни: «каля» — голова, «пуш» — покрыть.

Современные татарские кәпәчи и кәләпүши, изготовляют из всевозможных тканей от льна до парчи и бархата. Есть цветные, есть однотонные. С простеньким, незатейливым узором или расшитые шёлком, серебром или золотом и украшенные жемчугом и бисером. На любой вкус.

Насколько я помню, в Бастанове тюбетейки не шили. Или я ошибаюсь? Но они были всегда.

Скорее всего, их привозили из Средней Азии и Татарстана.

Дедушка Фатех носил тюбетейку. Тюбетейки были у всех мальчиков в его большой семье. Но в то время (1940-50 гг.) этот головной убор уже начал ассоциироваться в основном с религиозной принадлежностью, а это в стране, где атеизм был поставлен во главу угла, не очень приветствовалось. И татарская тюбетейка в татарском же селе вызывала насмешки у сверстников. Политика.

Поэтому, и отец мой, и его братья, носили береты. Не тюбетейка, но всё же.

Позже, когда мы уже уезжали из Узбекистана, папа взял с собой узбекскую тюбетейку, а уже потом, в Бастанове, начал носить татарские.

Изменился внешний вид тюбетейки, изменилась манера её носить (в настоящее время тюбетейки чаще носят на макушке, а раньше они полностью прикрывали лоб, до самых бровей), изменилось отношение к этому атрибуту национального костюма: тюбетейку (по крайней мере, в нашем регионе) мы носим только по случаю. Тем не менее, она есть в каждом доме.

Вот мы и подумали: а что если ещё один конкурс фотографий организовать? На этот раз посвятим его тюбетейке. Есть фотографии, где вы, или кто-то из вашей семьи, или вашего окружения запечатлён в тюбетейке? Присылайте, передавайте редактору, шлите на E-Mail: info@mihtariat.ru. Посмотрим, что из этого получится.

 


 


Пример старинного фото (ташкентские молодожены-татары, начало XX века)
 


 

Высокоскоростной Интернет в Бастанове, реальность или миф?

XXI век — век цифровых технологий. С высоких трибун мы слышим: цифровизация, Интернет вещей, телемедицина, цифровое телевидение и т.д.

Ввиду всех этих новшеств и перспектив, чтобы идти в ногу со временем и устранения цифрового неравенства, инициативной группой с июля 2019 г., ведётся работа по подключению жителей села Бастаново к высокоскоростному Интернету по оптоволоконному кабелю.

Эту услугу поставляет государственная компания — ПАО «Ростелеком». Но не все так просто, как казалось: как современная услуга, так и подход к оказанию услуги современный.

В первую очередь Ростелеком оценивает экономическую эффективность проекта, т.е. если простым языком — все затраты на проведение сетей и подключение абонентов должны окупиться в течение 3-4 лет. Соответственно, чем больше будет у нас абонентов, тем больше шансов на проведение в Бастаново высокоскоростного Интернета.

В настоящее время группой бизнес–анализа Рязанского филиала МРФ «Центр» ведется расчет окупаемости проекта.

Для организации доступа требуется проведение значительного объема строительно-монтажных работ, установка опор, подвес кабеля, монтаж и настройка оборудования, включая все виды работ по подключению и монтированию.

Для удешевления проекта обсуждается возможность подвеса кабеля на уже имеющиеся электрические опоры МРСК Филиал «Рязань-энерго», идет согласование тарифов между Ростелекомом и Рязань-энерго, и это далеко не последний этап в работе.

В июле 2019 г. мы собирали списки абонентов, желающих подключения такой услуги. Дали согласие 71 абонент.

Обращаемся к тем жителям села, кто не подавал или не успел подать заявку на проведение высокоскоростного Интернета. Формируется дополнительный список абонентов. Данные собирает Канеев Ринат Наилевич по адресу: с. Бастаново, ул. Верхняя, д. 10.

Самое главное — успеть подать списки ‪до 15 января 2020 г‬.

Если кому-то неудобно добираться, можно позвонить по телефону ‪+7-9IO-9O2-З6-97‬ и сообщить Ваши данные.

Дополнительный список также будет направлен в Ростелеком.

Очень надеемся, что всё у нас получится!

С уважением, Ембулатов Р.Р.        
 




Январь.  Туға́н көннә́р

Поздравляем с Днем рождения всех родившихся в январе бастановцев! Будьте счастливы!

            Дөньядағы́ һә́рбер яхшылықта́н
            Өле́ш чықсы́н саға́ мул ғына́.
            Без кели́без саға́ ақ бәхе́тләр,
            Шатлықларға́ илткә́н юл ғына́!
 


 


 

Нам пишут / Уқучыла́рыбы́з яза́

Как мы уже не раз писали, наша газета выходит и в электронном виде, поэтому её могут читать далеко за пределами нашего района и нашей области. И даже за пределами нашей страны. И читатели часто делают комментарии. На этот раз мы получили отклик на заметку Рабиги Алимҗановны Барамыковой о молоке.

Написал Вячеслав Омерович Кудяков из г. Ростов-на-Дону: «Спасибо за газету. Читаю с интересом. А вот про молоко, — это вообще. Как-то видел ролик, как в Китае «делают» молоко. Наверно, это такое же. Еще Китай выпускает т.н. «ЯЙЦА куриные» — но это тоже имитатор. Курами там и не пахнет. Продают на метры. Т.е. круглая (цилиндрическая) форма готового продукта. Содержит белок и желток. Сколько сантиметров или метров нужно — столько и отрежут…».

Ради интереса поискали и мы информацию о китайских чудо-яйцах. На самом деле есть. И всё именно так, как написал Вячеслав Омерович. И яйцо-колбаса — не вымысел. Но это ещё не всё. Китайцы пошли дальше и научились делать круглые яйца в скорлупе. Смотрится как обычное яйцо. Но искусственное. Белок и желток делают из смеси желатина, альгината кальция и красящих пигментов. Скорлупу — из гипса, кальция и парафина. Даже внутреннюю плёночку имитируют. Себестоимость этих яиц в 4 раза меньше, чем у натуральных. Очень выгодный бизнес. Самое главное, что подобные яйца появились на прилавках Дальнего Востока и Сибири. Были замечены они и на рынках центрального региона.

Чудеса да и только!..


 

Телебезне́ белә́безме?

Продолжаем рубрику, начатую еще на празднике по случаю 2-летия газеты.

Необходимо объяснить, в чём различие между приведенными ниже созвучными словами.

Для самопроверки даем и ответы.

“ҚАЙЧЫ́”        И        “ҚАЙТЧЫ́”

“ҚАЧА́М”        И        “ҚАЙЧА́Н”

“СУҒА́Н”         И        “СУҚҚА́Н”

“ЧИЯ́”             И        “ҖЫЯ́”

“ҚАТЫ́”          И        “ҚАТЫ́Қ”

“МАЙЛЫ́”      И        “БАЙЛЫ́Қ”

“ОТТЫ́”          И        “ҮТТЕ́”

“ЧӘЧНЕ́”        И        “ЧӘ́ЧМӘ”


ОТВЕТЫ (ҖАВАПЛА́Р):


 


 


Поздравляем уроженца с. Бастаново Рустама Мухамедҗановича Канеева с Новым 2020-м годом и 90-летием!

Саға саулық-сәламәтлек келибез. Тән сихәте, җан рәхәте бирсен Ходай!

Лет до ста дожить Вам без старости! Всех земных благ!

От лица всех многочисленных родственников, Рашида Алиевна Канеева.     


 


 


 

Проверьте себя / Җавапла́рны́ бағығы́з


Ответы на вопросы кроссворда в прошлом (28-м) номере:

А вопросы к кроссворду были такие:

По горизонтали:
Рука.
Рассказ.
Интерес, проявление интереса.
Крапива (литературный или бастановский вариант)
Одуванчик.

По вертикали:
Стул, табурет.
Жарить (бастановская глагольная форма).
Писатель, пишущий человек.
Удар, ударить (в бастановском говоре).
Сторона, край (по-бастановски).

 

 


 

Публикуемые в газете сведения являются редакционными или общедоступными или взяты из открытых источников сети Интернет, не являются предметами авторского права и/или смежных прав (за исключением материалов, отмеченных знаком копирайта ©, если таковые имеются). В любом случае при копировании просим ссылаться на информационный листок «На берегах Леи».
 


 

ГАЗЕТА РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ БЕСПЛАТНО

Набор оригинала завершен 30 декабря 2019 г.

Тираж бумажной версии 600 экз.

Редактор: Барамыков А.Н.

Телефон для справок: 9O••ЗЗ6

E-Mail: info@muhtariat.ru

Номер карты СБ РФ для пожертвований на поддержку газеты — 4276 8530 3303 5388.
 


 

Уважаемые читатели!

На страницах нашей газеты, включая бумажную версию, могут упоминаться имена Аллаһа, приводиться аяты из сур Священного Куръана, хадисы пророка Мухаммада (с.а.в.). Просьба соблюдать правила обращения с такого рода предметами.
 


 

 

Оригинал 29-го номера на http://tatarsasovo.narod.ru/doc/na_beregakh_leyi_num29.pdf

 

Возврат в раздел <<

          

 



Цикл из 24 передач (по 20 минут) — ТАТАРСКИЙ с полиглотом Дмитрием Петровым: https://www.youtube.com/channel/UChM-LM0XfX0iOUkPcYePxRw/videos?view=0&sort=da&flow=grid



Онлайн-школа татарского языка

Уважаемые читатели, 
 
Онлайн-школа татарского языка «АНА ТЕЛЕ» теперь работает без ограничения количества пользователей! Если раньше на сайте могли заниматься только 10 тысяч человек, то теперь сайт открыт для всех желающих учить татарский.

Обучение полностью бесплатное.

Распространяйте информацию среди желающих учить татарский!

Брошюры (листовки) о проекте  на трех языках:     РУС     ТАТ      ENG


 
Хөрмәтле укучылар, милләттәшләр,
 
"АНА ТЕЛЕ» Онлайн-мәктәбе хәзер татар телен өйрәнергә теләгән һәркем өчен ачык.

Уку тулысынча бушлай. Рәхим итеп, мәгълүматны татар телен өйрәнергә теләүчеләр арасында таратыгыз!

 
Проект турында өч телдә брошюралар:     РУС     ТАТ      
ENG
 

Хөрмәт белән, 

Азат Фәттахов

"АНА ТЕЛЕ" проектының үсеш алуы буенча җитәкчесе
 

 

EFEducation First, 420111, ул.Баумана, 44/8, Казань, Республика Татарстан, Россия

Тел: +79250119550 | E-Mail: azat.fattakhov@ef.com

 

           Facebook          YouTube          Instagram          Vkontakte

 


 

 

Культурный центр «Аярис» при содействии Президентского гранта РФ создал серию фильмов о ключевых для общественной жизни Татарстана фигурах ХХ века:

Марате Тазетдинове, директоре Татгосфилармонии, https://youtu.be/Co2BY5QgcmQ

Назибе Жиганове, основоположнике татарской классической музыки, https://youtu.be/etIptsLdo1w

Салихе Япееве, Министре МВД Татарстана https://youtu.be/PGBY0eoxiJo