Газета села Бастаново (Рязанская область, Сасовский район). Распространяется бесплатно. №1 (29) — январь 2020 г. (текстовка)
|
||
|
||
|
||
Воспоминания бастановской учительницыВ прошлом номере в рассказе о мельницах и пекарне мы упомянули Александра Васильевича Трухина, долгое время жившего в нашем селе. Его будущая супруга — Раиса Ивановна (в девичестве Андронова) — приехала в 1961 г. в бастановскую школу по направлению министерства образования в числе некоего «десанта» из 8-и новых учителей. Школа в Бастанове в то время стремительно росла, и это было очень актуально. Начали строить новую школу (открылась в 1974 г.). В свое время редакции газеты удалось записать некоторые воспоминания Раисы Ивановны Трухиной (1937-2018) на диктофон. Надо заметить, что, несмотря на то, что она недолго преподавала в нашем селе (до 1964 г., и вела, в основном, географию), позже, живя и работая в Сасове, она всю жизнь тепло отзывалась о бастановцах, о татарах. Многие сасовцы и сельчане Раису Ивановну прекрасно знали по работе в Совете ветеранов, по ее активной жизненной позиции и неутомимому характеру. Помимо всего прочего, Р.И.Трухина была еще и прекрасной рассказчицей. Пусть эти статьи станут знаком памяти этой хорошей Женщине. Разумеется, мы не сможем уместить весь материал в одном номере. В 1961 г. в бастановской школе училось 283 ученика. По приезде ей, молодому специалисту дали 5-й класс «А». Это были ребята и девчонки из близлежащих сёл и деревень — Кошибеево, два Амесьева и п. Лейный (в школе в Бастанове учились и дети из всех этих н.п., как правило, живя у сельчан «на квартирах», лишь в выходные выбираясь домой). Будучи классным руководителем, молодой учительнице частенько пешком, в компании с Ниной Пантелеевной Кузякиной, приходилось навещать родителей нерадивых учеников в соседних деревнях. Бастановцы (Алима Канеева, Алима Девликамова и др.) должны помнить занятия в кружке «Люби и знай край рязанский», который она организовала и вела. Все классы в те годы, в майские праздники, посещали пещеру в амесьевском лесу, где в 1917 году прятался революционер Андрей Никитич Янин, устанавливавший в Сасовском крае Советскую власть. Как рассказывала Раиса Ивановна, пещера была небольшая, но вполне приличная для жилья. В Н.Амесьеве находился Дом-музей А.Н.Янина. Пользующаяся уважением, молодая и активная комсомолка Раиса нередко писала рекомендации и характеристики для вступления в комсомол. Например, именно она поручилась за племянника Андрея Никитича, сына тогдашнего директора школы Леонида Павловича Янина — Андрея, которого в Бастанове многие знают как Адика… Вскоре Раису Ивановну перевели на работу в Сасово — завучем в
Интернат, и она с семьей переехала в райцентр, но связи с Бастановской
школой она не теряла. О Бастанове она тогда ещё много интересного
рассказала. Продолжение — в следующих номерах. |
||
100 лет Татарской АССРВ г.Казани 17-20 декабря с.г. состоялось расширенное заседание Милли Шура (Национального совета) Всемирного Конгресса татар, куда был приглашен и председатель Сасовской национально-культурной автономии Н.К.Гарипов. В этом году оно было совмещено с XIV форумом успешных предпринимателей Татарстана и торжествами, посвящёнными началу цикла мероприятий связанных с празднованием 100-летия Татарской АССР, что безусловно станет главным событием 2020 года в республике. Старт юбилею был торжественно дан 19 декабря 2019 г. в главном выставочном центре Татарстана — «Казань Экспо», расположенном за городом, рядом с аэропортом Казань-2. Присутствовали руководство республики, главы всех районов, представители бизнеса, госструктур, культуры, образования, общественности, а также ветераны войн и труда, гости Казани. Церемония открытия года празднования столетия Татарской АССР включала и официальные речи, и награждения выдающихся лиц, и впечатляющие инсценировки исторических событий, сопровождаемые лазерными шоу и большой концерт с участием татарстанских и российских звёзд (нажмите мышкой по картинке ниже). В завершение торжества весь зал в 2,5 тысячи человек стоя подпевал мэтру татарской эстрады, народному артисту России С.З.Фатхетдинову с его всенародным хитом «Мин яратам сине, Татарстан». Но, как отметил один из ведущих мероприятия, тоже народный артист РФ, С.К.Шакуров, «это — только начало праздника; главное — впереди!». Татарстан ждут масштабные перемены: в следующем году откроется движение транспорта по Большому Казанскому кольцу, в районах республики будут открываться парки и скверы имени столетия ТатАССР, на телеканале ТНВ пройдет цикл фильмов, посвященных 100-летию республики и т.д. Всего в плане подготовки 75 крупных мероприятий, которые разбиты на четыре раздела: благоустройство, торжества, информационное освещение и изготовление печатной продукции. |
||
Бастановские истории / Буста́н риваятьләре́Что-то давно ничего не было в нашей рубрике «Бустан риваятьләре» или «Невыдуманные бастановские истории». Неужели нашим односельчанам нечего вспомнить? Оказалось, мы напрасно волновались. Сегодня — новые истории. Кувшин с золотом Недалеко от бастановского кладбища стоит покосившаяся избушка (рядом с домом Ахтама Наильевича и Венеры Владимировны Садаевых). Там уже давно никто не живёт. А раньше в этом доме жила большая семья: Гани Изятуллович и Сафия Изятулловна Тынчеровы и их восемь детей: Ахмед, Абдулла, Адиль, Али, Адиля, Алия, Аминя и Алима. История этой семьи, как и многих бастановских, очень интересная и мы как-нибудь к ней ещё вернёмся, а сегодня расскажем немного о другом. Дом опустел где-то в середине 90-х и постепенно приходил в упадок. Родственники хозяев решили использовать то, что ещё сохранилось. Бревенчатую конюшню разобрали и перевезли к внучке хозяина дома — Гульфие Ахмедовне Холькиной. Когда дошла очередь до ворот, произошла заминка. Дубовые столбы были такими огромными, что вытаскивать из земли, куда они были зарыты больше чем на полтора метра, пришлось трактором. Благо в семье был свой тракторист. По воспоминаниям Владимира Степановича Холькина, потрудиться пришлось изрядно. Вот что он сам рассказал. Первый столб вытащили, зацепили второй. В самый последний момент земля обвалилась, а вместе с ней из кустов растущей рядом крапивы в яму скатилось что-то тяжёлое. Все столпились вокруг. Яма была метра полтора глубиной. А в поперечнике сантиметров 60. Дна не видать, да и землёй немного присыпало. Попробовали каким-то прутом потюкать. Звук металлический. Первое, что на ум пришло — клад! Бывшие хозяева были бондарями (не зря же за семьёй потом прозвище «бондар» или «кадушник» закрепилось!), т.е. мастеровыми, у которых (кто его знает?), вполне могло быть что-то припрятано. Может быть даже кувшин с золотом?! Теперь его нужно было как-то достать. Опять потюкали. Точно металл. И самое главное — что-то круглое. Кувшин! Попробовали проволокой, сделав на её конце крючок — не получается... Тяжёлый очень кувшин. На простой чугунок тоже не похоже. Звук металлический, но глухой. И точно не пустой. Один раз даже как-то зацепили, но от тяжести крюк разогнулся, хотя и был достаточно толстым и крепким. Точно кувшин! И ручка есть — за что-то же зацеплялись! И тяжёлый. Больше 10 кг точно. Золото! Однозначно, золото! Копать долго. Решили достать руками. Полез сам. Равиль (Мухамедьяров), мой свояк, держал меня за ноги и потихоньку опускал в яму. Вниз головой. Когда руки коснулись дна, я стал шарить по нему. Темно очень, да и глаза закрыты. Сверху всё сыпет и сыпет. И я нашёл его! Пузатый такой! Оказывается, он перевернулся и воткнулся горловиной в землю. Как только монеты не рассыпались?! Нащупав ручку, я попробовал вытянуть кувшин. Куда там! Очень тяжёлый. А яма узкая. Ни развернуться, ни руку согнуть... Пришлось привязывать проволоку к ручке и вытягивать. Но вначале вытянули меня. В голове только одна мысль: лишь бы кувшин не
раскрылся и монеты не высыпались! Тогда точно раскопки вести придётся. Всё вытащили целёхонько. Только вместо кувшина была двухпудовая гиря. Обычная
гиря. Мы её на всякий случай даже напильником попилить попробовали. Вдруг
золотая? Нет. Обычная чугунная гиря. А кто не верит — пойдите, посмотрите. Она
до сих пор у Равиля в гараже лежит. |
||
«Баллы́» хикәятлә́р Бу хәл 1951-52-нче елларда булды. Абзый (Мухтар) әле армиягә китмәгән иде. Қышын утынға урманға йөри идек, чәнәшкә б/н. Ағач кисмә қушмый иделәр. Шуғардан урманда чери барған ағач төпләрен қаезлап ала идек. Бер көнне шулай зур бер имән төпчеге таптық. Ярғалагач, бақсақ: мурта қортлары б/н тулы, баллары да бар! Элгәре бераз қурықтық — чақмасалар иде. Аннары мурталарның йоқлағаннарын күреп, қыюлана төштек. Балларын җыеп, үзебез б/н алып қайттық. Урманға утынға барып, бал китердек.
Соңрак Әнвәр безне бал б/н сыйлады. Яхшылықсыз яман булмый бит, дуслар. Тормыш ул әмән қуласа... |
||
|
|
|
Бараньи рога символизируют силу и мужество. Арки по контуру тюбетейки (их 16), должны принести богатство и здоровье. И т.д.
У меня собралась целая коллекция тюбетеек. Самая первая — привезённая ещё из Узбекистана — чустская. Её мне папа подарил. Есть каракалпакская, которую сын привёз из Турции. Интересно, да? Есть маргиланская, которая осталась от тестя (мархум). Есть казахская, которую подарили новые родственники.
Само собой, есть и татарские тюбетейки. Одну (бархатный кәпәч чёрного цвета), мне вручили, как делегату VI съезда ВКТ, вторую (войлочную) я купил в Н.Новгороде, на всероссийском Сабантуе. Есть тёплые, есть совсем тоненькие. Всего 10 штук. Все ношу. Выбираю по настроению.
Цилиндрические, конические, круглые, плоские... Тканные, вязаные, валяные... Глубокие, низкие.
Каких только нет!
Раньше тюбетейки носили постоянно, как обычный головной убор. Традиция эта сохранилась только в Средней Азии. В современных Татарстане и Башкортостане уже не вызывает удивление человек с тюбетейкой на голове. Но всё равно, это не носит массовый характер. И чаще всего, как уже указывалось выше, мы носим их только по случаю (праздник, похороны или поминки, посещение мечети). И некогда традиционный головной убор — тюбетейка — в настоящее время чаще всего рассматривается лишь как религиозный атрибут.
Был один период, когда тюбетейку носили (особенно дети) вне зависимости от места проживания и национальности. Не помните?
Во время войны многих приютила Средняя Азия. Эвакуация.
А потом все разъехались по своим регионам. И тюбетейки тоже. Если посмотреть фильмы 1940-60 гг., на многих киногероях можно увидеть тюбетейку.
Слово «тюбетейка» — производное от общетюркского «тюбе» (вершина, холм). По-татарски тоже, как вы знаете, «түбә́» — крыша или возвышенность.
Если взять татарскую тюбетейку, то изначально это была мягкая шапочка, которую воины носили под шлемом. Называлась она «тәқыя». И те, первые тюбетейки, не были богато украшены вышивкой. Ну, если только, каким-нибудь оберегом.
Позже, когда их стали носить, как обычный головной убор, они стали более яркими.
Разновидностью тәқыя́ является татарский кәпә́ч — мягкая, полусферическая тюбетейка.
Значительно позже, примерно в середине XIX века, уже, наверное, под влиянием
турецких фесок, появился каляпуш (кәләпү́ш) — с твёрдым околышем и плоским
верхом.
Слово «каляпуш» тоже имеет тюркские корни: «каля» — голова, «пуш» — покрыть.
Современные татарские кәпәчи и кәләпүши, изготовляют из всевозможных тканей от льна до парчи и бархата. Есть цветные, есть однотонные. С простеньким, незатейливым узором или расшитые шёлком, серебром или золотом и украшенные жемчугом и бисером. На любой вкус.
Насколько я помню, в Бастанове тюбетейки не шили. Или я ошибаюсь? Но они были всегда.
Скорее всего, их привозили из Средней Азии и Татарстана.
Дедушка Фатех носил тюбетейку. Тюбетейки были у всех мальчиков в его большой семье. Но в то время (1940-50 гг.) этот головной убор уже начал ассоциироваться в основном с религиозной принадлежностью, а это в стране, где атеизм был поставлен во главу угла, не очень приветствовалось. И татарская тюбетейка в татарском же селе вызывала насмешки у сверстников. Политика.
Поэтому, и отец мой, и его братья, носили береты. Не тюбетейка, но всё же.
Позже, когда мы уже уезжали из Узбекистана, папа взял с собой узбекскую тюбетейку, а уже потом, в Бастанове, начал носить татарские.
Изменился внешний вид тюбетейки, изменилась манера её носить (в настоящее время тюбетейки чаще носят на макушке, а раньше они полностью прикрывали лоб, до самых бровей), изменилось отношение к этому атрибуту национального костюма: тюбетейку (по крайней мере, в нашем регионе) мы носим только по случаю. Тем не менее, она есть в каждом доме.
Вот мы и подумали: а что если ещё один
конкурс фотографий организовать? На
этот раз посвятим его тюбетейке. Есть фотографии, где вы, или кто-то из вашей
семьи, или вашего окружения запечатлён в тюбетейке? Присылайте, передавайте
редактору, шлите на E-Mail: info@mihtariat.ru. Посмотрим, что
из этого получится.
Пример старинного фото (ташкентские молодожены-татары, начало XX века)
XXI век — век цифровых технологий. С высоких трибун мы слышим: цифровизация, Интернет вещей, телемедицина, цифровое телевидение и т.д.
Ввиду всех этих новшеств и перспектив, чтобы идти в ногу со временем и устранения цифрового неравенства, инициативной группой с июля 2019 г., ведётся работа по подключению жителей села Бастаново к высокоскоростному Интернету по оптоволоконному кабелю.
Эту услугу поставляет государственная компания — ПАО «Ростелеком». Но не все так просто, как казалось: как современная услуга, так и подход к оказанию услуги современный.
В первую очередь Ростелеком оценивает экономическую эффективность проекта, т.е. если простым языком — все затраты на проведение сетей и подключение абонентов должны окупиться в течение 3-4 лет. Соответственно, чем больше будет у нас абонентов, тем больше шансов на проведение в Бастаново высокоскоростного Интернета.
В настоящее время группой бизнес–анализа Рязанского филиала МРФ «Центр» ведется расчет окупаемости проекта.
Для организации доступа требуется проведение значительного объема строительно-монтажных работ, установка опор, подвес кабеля, монтаж и настройка оборудования, включая все виды работ по подключению и монтированию.
Для удешевления проекта обсуждается возможность подвеса кабеля на уже имеющиеся электрические опоры МРСК Филиал «Рязань-энерго», идет согласование тарифов между Ростелекомом и Рязань-энерго, и это далеко не последний этап в работе.
В июле 2019 г. мы собирали списки абонентов, желающих подключения такой услуги. Дали согласие 71 абонент.
Обращаемся к тем жителям села, кто не подавал или не успел подать заявку на проведение высокоскоростного Интернета. Формируется дополнительный список абонентов. Данные собирает Канеев Ринат Наилевич по адресу: с. Бастаново, ул. Верхняя, д. 10.
Самое главное — успеть подать списки до 15 января 2020 г.
Если кому-то неудобно добираться, можно позвонить по телефону +7-9IO-9O2-З6-97 и сообщить Ваши данные.
Дополнительный список также будет направлен в Ростелеком.
Очень надеемся, что всё у нас получится!
С уважением, Ембулатов Р.Р.
Поздравляем с Днем рождения всех родившихся в январе бастановцев! Будьте счастливы!
Дөньядағы́ һә́рбер яхшылықта́н
Өле́ш чықсы́н саға́ мул ғына́.
Без кели́без саға́ ақ бәхе́тләр,
Шатлықларға́ илткә́н юл ғына́!
Как мы уже не раз писали, наша газета выходит и в электронном виде, поэтому её могут читать далеко за пределами нашего района и нашей области. И даже за пределами нашей страны. И читатели часто делают комментарии. На этот раз мы получили отклик на заметку Рабиги Алимҗановны Барамыковой о молоке.
Написал Вячеслав Омерович Кудяков из г. Ростов-на-Дону: «Спасибо за газету. Читаю с интересом. А вот про молоко, — это вообще. Как-то видел ролик, как в Китае «делают» молоко. Наверно, это такое же. Еще Китай выпускает т.н. «ЯЙЦА куриные» — но это тоже имитатор. Курами там и не пахнет. Продают на метры. Т.е. круглая (цилиндрическая) форма готового продукта. Содержит белок и желток. Сколько сантиметров или метров нужно — столько и отрежут…».
Ради интереса поискали и мы информацию о китайских чудо-яйцах. На самом деле есть. И всё именно так, как написал Вячеслав Омерович. И яйцо-колбаса — не вымысел. Но это ещё не всё. Китайцы пошли дальше и научились делать круглые яйца в скорлупе. Смотрится как обычное яйцо. Но искусственное. Белок и желток делают из смеси желатина, альгината кальция и красящих пигментов. Скорлупу — из гипса, кальция и парафина. Даже внутреннюю плёночку имитируют. Себестоимость этих яиц в 4 раза меньше, чем у натуральных. Очень выгодный бизнес. Самое главное, что подобные яйца появились на прилавках Дальнего Востока и Сибири. Были замечены они и на рынках центрального региона.
Чудеса да и только!..
Продолжаем рубрику, начатую еще на празднике по случаю 2-летия газеты.
Необходимо объяснить, в чём различие между приведенными ниже созвучными словами.
Для самопроверки даем и ответы.
“ҚАЙЧЫ́” И “ҚАЙТЧЫ́”
“ҚАЧА́М” И “ҚАЙЧА́Н”
“СУҒА́Н” И “СУҚҚА́Н”
“ЧИЯ́” И “ҖЫЯ́”
“ҚАТЫ́” И “ҚАТЫ́Қ”
“МАЙЛЫ́” И “БАЙЛЫ́Қ”
“ОТТЫ́” И “ҮТТЕ́”
“ЧӘЧНЕ́” И “ЧӘ́ЧМӘ”
ОТВЕТЫ (ҖАВАПЛА́Р):
Поздравляем уроженца с. Бастаново Рустама Мухамедҗановича
Канеева с Новым 2020-м годом и 90-летием!
Саға саулық-сәламәтлек келибез. Тән сихәте, җан рәхәте бирсен Ходай!
Лет до ста дожить Вам без старости! Всех земных благ!
От лица всех многочисленных
родственников, Рашида Алиевна Канеева.
Ответы на вопросы кроссворда в прошлом (28-м) номере:
А вопросы к кроссворду были такие:
По горизонтали:
Рука.
Рассказ.
Интерес, проявление интереса.
Крапива (литературный или бастановский вариант)
Одуванчик.
По вертикали:
Стул, табурет.
Жарить (бастановская глагольная
форма).
Писатель, пишущий человек.
Удар, ударить (в бастановском говоре).
Сторона, край (по-бастановски).
Публикуемые в газете сведения являются редакционными или общедоступными или
взяты из открытых источников сети Интернет, не являются предметами авторского
права и/или смежных прав (за исключением материалов, отмеченных знаком копирайта ©, если
таковые имеются). В любом случае при копировании просим ссылаться на
информационный листок «На берегах Леи».
Набор оригинала завершен 30 декабря 2019 г.
Тираж бумажной версии 600 экз.
Редактор: Барамыков А.Н.
Телефон для справок: 9O••ЗЗ6
E-Mail: info@muhtariat.ru
Номер карты СБ РФ для пожертвований на поддержку газеты — 4276 8530 3303 5388.
На страницах нашей газеты, включая бумажную версию, могут упоминаться имена Аллаһа, приводиться аяты из сур
Священного Куръана, хадисы пророка Мухаммада (с.а.в.). Просьба соблюдать правила
обращения с такого рода предметами.
Оригинал 29-го номера на http://tatarsasovo.narod.ru/doc/na_beregakh_leyi_num29.pdf
|
Цикл из 24 передач (по 20 минут) — ТАТАРСКИЙ с полиглотом Дмитрием Петровым: https://www.youtube.com/channel/UChM-LM0XfX0iOUkPcYePxRw/videos?view=0&sort=da&flow=grid
Уважаемые читатели,
Онлайн-школа татарского языка «АНА ТЕЛЕ» теперь работает без ограничения
количества пользователей! Если раньше на сайте могли заниматься только 10
тысяч человек, то теперь сайт открыт для всех желающих учить татарский.
Обучение полностью бесплатное. Распространяйте информацию среди желающих учить татарский!
Хөрмәтле укучылар, милләттәшләр,
"АНА ТЕЛЕ» Онлайн-мәктәбе хәзер татар телен өйрәнергә теләгән һәркем
өчен ачык.
Уку тулысынча бушлай. Рәхим итеп, мәгълүматны татар телен өйрәнергә теләүчеләр арасында таратыгыз! Хөрмәт белән, Азат Фәттахов "АНА ТЕЛЕ" проектының үсеш алуы буенча җитәкчесе
EFEducation First, 420111, ул.Баумана, 44/8, Казань, Республика Татарстан, Россия Тел: +79250119550 | E-Mail: azat.fattakhov@ef.com
Facebook YouTube Instagram Vkontakte
|
Культурный центр «Аярис» при содействии Президентского гранта РФ создал серию фильмов о ключевых для общественной жизни Татарстана фигурах ХХ века:
Марате Тазетдинове, директоре Татгосфилармонии, https://youtu.be/Co2BY5QgcmQ
Назибе Жиганове, основоположнике татарской классической музыки, https://youtu.be/etIptsLdo1w
Салихе Япееве, Министре МВД Татарстана https://youtu.be/PGBY0eoxiJo