Газета села Бастаново (Рязанская область, Сасовский район). Распространяется бесплатно. №12 (28) — декабрь 2019 г. (текстовка)
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
Страницы истории (продолжение) Хлеб всему голова / Икмә́к — табы́н күрке́Бастаново — село с многовековой историей. Село не маленькое и не могло не «засветиться» в документах прошлых лет. В процессе поисков данных, в том числе и при составлении родословных, наши исследователи порой находят какую-нибудь «мелочь». Кое-что нам показалось интересным и мы решили с вашей помощью воссоздать некоторые страницы истории нашего села. Вот, например, такой документ из Российского государственного архива древних актов (РГАДА, фонд 1455, опись 7, стр. 212, дело 499; текст и пунктуация оставлены без изменений): «Кортомная запись жителя
с.Бостанова Ценского стана Шацкого у. татарина Курбаша Курмаевича Танцирина
крестьянину дер. Ужевой Арзамасского у. Макару Васильевичу на мучную мельницу
под с.Бостановым на речке Лее(?). (Прим.ред.: рисунок с сайта DocPlayer здесь приведен не более чем для оформления страницы) Кортомная запись, иначе — некое обязательство, документ об отдаче в аренду чего-либо [от слова «корто́ма» — в старину в России: съём, наём, аренда, прокат, откуп, оброк, мыт (земли́, лесов, строений и т.д.)]. Несмотря на то, что фамилия Курбаша Курмаевича указана как Танцирин, это, скорее всего, — раннее написание известной бастановской фамилии Тынчеров: Танчирин — Тынчирин — Тынчеров. Наверное, непростой человек был этот Курбаш Курмаевич. И фамилия, и отчество… В те времена этим мог похвастаться не каждый. В общем, заинтересовались мы этим делом и начали расспрашивать. Наиль Фатехович Барамыков рассказал, что помнит мельницу, которая была на правом берегу Леи, в конце улицы Прякай аул, сразу за домом Ахмадҗана Закировича Клеблеева. Мололи муку на ней относительно недавно — в бытность колхоза. По воспоминаниям Наиля Фатеховича, мельником был Тынчеров «Бондарь» Мухаммадҗан. Уж не потомок ли того самого Курбаша Курмаевича? Помнит эту мельницу и Ахмадҗан Закирович, как, наверное, и многие возрастные жители села. Вначале жернова крутил нефтяной двигатель (т.н. «полудизель», который мог работать как на керосине, так и на лигроине. А, возможно, и на солярке). До отъезда Ахмадҗана-абзый из Бастанова (в 1949 г.), в селе электричества ещё не было. Говорят, мука была очень хорошего качества. Кроме этого, во многих домах была своя ручная мельница — тирмән (в литературном татарском — «тегермән»). Зерно перемалывалось между двумя каменными (или дубовыми) жерновами, верхнее из которых приводилось в движение руками. Такие тирмяны делал дед Наиля-абзый — Алим Муратович Девликамов (рассказывают, очень мастеровитый был человек. Многие могильные камни того времени — дело его рук). И всё же, думается, что в документе говорится о другой мельнице. Более старой. Мельница в Бастанове действительно была. И находилась она на берегу Леи. Ниже того самого дома Ахмадҗана-абзый. Метрах в 800, если по прямой. Если идти вдоль леса в сторону Н.Амесьево и смотреть на Лею сверху, можно увидеть искусственные валы, которые по всей видимости, были частью запруды. Мельница была водяная. Как выяснилось, на Лее есть ещё два места, где были мельницы. Возможно, одна из них тоже была водяной. И обе находились в пределах 1-1,5 км от места, где сейчас дом Исмаила Аминовича Симашова — выше по течению Леи (в сторону бывшего совхоза «Лейный»). От одной из них, что, по-видимому, постарше, также остались насыпные валы. Другая — «помоложе» (аналогичная той, что возле дома Ахмадҗана-абзый). Дубовые сваи, торчащие из воды, помнит Линур Халитович Енгалычев, а он ещё не сильно «обелён сединой». Вспомнил про те сваи и Акрям Рафатович Клеблеев. В разные периоды существования села и мельницы были разные. Село разрасталось от Цны и логично предположить, что первая из описанных водяных мельниц — самая древняя. Прим.ред.: репродукция картины Михаила Колотихина "Старая водяная мельница" (по гравюре А.Ф.Беллоуза) выше дана исключительно в иллюстрационных целях. И если считать, что тракторов в то время ещё не было и в помине, то сооружение такой плотины требовало больших сил и возможностей. Представьте себе объём земли, которая поместится на подводе (по-другому же не они не могли?). А теперь посмотрите на те валы. Тысячи и тысячи телег! С тех пор в Бастанове мало что осталось, напоминающее о его истории. А валы, насыпанные руками наших предков, стояли, стоят и ещё долго будут стоять. Покажите их нашим детям и внукам. Рассказывайте о селе. Мука мукой, но была в Бастанове и своя пекарня. Теперь это — дом Олега Адилиевича и Рузии Рашитовны Енилеевых. Здание прекрасно сохранилось (хотя ему, по скромным подсчётам, не меньше 150 лет), в том числе и благодаря им. Раньше там был банк, потом его купили и он стал жилым домом. В 1920-е же годы в нём открыли пекарню. Потом это был склад, а позже его приобрела семья Енилеевых. Несмотря на такую историю, люди больше вспоминают пекарню. И есть за что. Хлеб был действительно вкусным. Было время, когда пекли большие трёхкилограммовые буханки. Продавали хлеб на вес. Булочки и крендели тоже пекли, но по праздникам. Долгое время пекарем был Василий Иванович Трухин. Наиль Фатехович Барамыков прекрасно помнит его сына — Сашу или Шурика (его тогда все так звали), с которым они дружили. Помнит он и булочки, которыми тот его угощал. Трухины жили недалеко от пекарни. Шурик стал Александром Васильевичем, и его, как хорошего фотографа, помнят многие из старшего поколения. Изобразительному искусству посвятили себя и его сыновья — Александр стал художником, а Юрий — фотографом. Но это, как говорится, уже другая история. Потом пекарем работала Анна Афанасьевна Орлова. Вместе с мужем Михаилом Михайловичем она приехала в Бастаново во время войны. Муж был родом из Сумской области (Украина). Получив ранение, он после госпиталя нуждался в отпуске. Сумская область была под оккупацией, ехать было некуда. Сосед по койке оказался родом из с. Рожково и пригласил его к себе. Так он и попал в наши края. Ранения были тяжёлые, и в 1942 году Михаила Михайловича комиссовали. Познакомился с будущей супругой — Нюрой, которая уже тогда работала пекарем. Потом ей дали направление в Бастаново и они перебрались в наше село. Муж работал слесарем МТС, а Анна Афанасьевна — пекарем в бастановской пекарне. Вплоть до её закрытия. Тётю Нюру (на фото — на фоне пекарни) помнят. Невысокая, щупленькая. А работа была тяжёлой. Тесто месили вручную. Была помощница Дуся (кажется, из с. Барашево). Одну печь протопить чего стоило! По воспоминаниям Владимира Михайловича Орлова (их сына), поленья были с метр. Дрова колол Николай Александрович Степанов, живший неподалёку, а развозили свежий хлеб по соседним деревням и магазинам на санях и телегах Александр (отчества не помним) Поляков (Новое Амесьево) и Исмаи́л Хаса́нович Кане́ев (Верхняя улица) на лошади по кличке Роза. Тот хлеб помнит и наше поколение. Запах свежей выпечки расходился волнами по всей округе. Это всё, что мы смогли узнать за месяц. На призыв помочь с информацией, к сожалению, мало кто откликнулся. Но вдруг вы сейчас что-то вспомнили? Позвоните или напишите нам. Или расскажите при встрече. Может быть, соберём материал ещё на одну статью. А вообще, если захотеть, можно многое вспомнить. Не только про мельницы и
пекарню. Нужно только захотеть... |
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Г.А.Холькина | А.А.Канеева |
Правильный ответ: «грибы».
На литературном татарском языке: «гриб» — «гөмбә́», хотя в Бастанове говорят «г(ы)ри́п» или «пәңге́».
Предлагаем вам головоломку с некоторым «бастановским» уклоном. Как всегда, в клетки кроссворда пишем слова на татарском — переводы соответствующих вопросов.
Итак, вопросы к кроссворду.
По горизонтали: 1. Рука. 3. Рассказ. 7. Интерес, проявление интереса. 8. Крапива (литературный или бастановский вариант). 10. Одуванчик.
По вертикали: 2. Стул, табурет. 4. Жарить (бастановская глагольная форма). 5. Писатель, пишущий человек. 6. Удар, ударить (в бастановском говоре). 9. Сторона, край (по-бастановски).
29 ноября в фойе Сасовского краеведческого музея открылась выставка фотографий «Жизнь национальных диаспор г.Сасово и района», организованная Сасовской национально-культурной автономией татар при финансовой помощи администрации города Сасово. Нужны были фотографии, рассказывающие о жизни людей, представляющих народы, проживающие в нашем регионе. Несмотря на то, что активность национальных диаспор и сообществ города во время подготовки выставки оставляла желать лучшего, к проекту, кроме татарской, удалось привлечь представителей армянской, азербайджанской и чеченской общественности. Таким образом, фотовыставка, призванная служить делу гармонизации межнациональных отношений, состоялась, и на предоставленных диаспорами фотографиях (на 4-метровом по ширине стенде) действительно можно увидеть некий срез жизни в среде национальных сообществ города. Выставка на Вокзальной, 56 продлится до 22 декабря с.г. Приглашаем всех!
21 декабря, в субботу, состоится годовое отчетное собрание местной
религиозной организации мусульман г.Сасово и Сасовского района (МРОМ).
Начало в 13:00 в Исторической мечети (с. Бастаново, ул. Молодежная, 12Б).
Публикуемые в газете сведения являются редакционными или общедоступными или
взяты из открытых источников сети Интернет, не являются предметами авторского
права и/или смежных прав (за исключением материалов, отмеченных знаком копирайта ©, если
таковые имеются). В любом случае при копировании просим ссылаться на
информационный листок «На берегах Леи».
Сасовская национально-культурная автономия татар и
религиозная организация мусульман г.Сасово и района выражают соболезнование
родным и близким
Тынчеровой Шафеки Ганиевны (1939-2019) в связи с её кончиной
Сасовская национально-культурная автономия татар и
религиозная организация мусульман г.Сасово и района выражают соболезнование
родным и близким
Кудякова Рината Рашитовича (1964-2019) в связи с его кончиной
Сасовская национально-культурная автономия татар и
религиозная организация мусульман г.Сасово и района выражают соболезнование
родным и близким
Закирова Марата Рафаэловича (1981-2019), уроженца г.Каган
(Узбекистан), в связи с его кончиной
Общественность села Бастаново и деревни Н.Амесьево
выражает соболезнование родным и близким
Ермаковой Людмилы Александровны (1960-2019), уроженки д.Новое
Амесьево, в связи с её кончиной
Рухлары́ шат, авы́р тупрақлары́ җиңге́л булсы́н. Урыннары́н
җәннәттә́ қыл, Ра́ббыбыз.
Набор оригинала завершен 5 декабря 2019 г.
Тираж бумажной версии 600 экз.
Редактор: Барамыков А.Н.
Телефон для справок: 9O••ЗЗ6
E-Mail: info@muhtariat.ru
Номер карты СБ РФ для пожертвований на поддержку газеты — 4276 8530 3303 5388.
На страницах нашей газеты, включая бумажную версию, могут упоминаться имена Аллаһа, приводиться аяты из сур Священного Куръана, хадисы пророка Мухаммада (с.а.в.). Просьба соблюдать правила обращения с такого рода предметами.
Оригинал 28-го номера на http://tatarsasovo.narod.ru/doc/na_beregakh_leyi_num28.pdf
|
Цикл из 24 передач (по 20 минут) — ТАТАРСКИЙ с полиглотом Дмитрием Петровым: https://www.youtube.com/channel/UChM-LM0XfX0iOUkPcYePxRw/videos?view=0&sort=da&flow=grid
Уважаемые читатели,
Онлайн-школа татарского языка «АНА ТЕЛЕ» теперь работает без ограничения
количества пользователей! Если раньше на сайте могли заниматься только 10
тысяч человек, то теперь сайт открыт для всех желающих учить татарский.
Обучение полностью бесплатное. Распространяйте информацию среди желающих учить татарский!
Хөрмәтле укучылар, милләттәшләр,
"АНА ТЕЛЕ» Онлайн-мәктәбе хәзер татар телен өйрәнергә теләгән һәркем
өчен ачык.
Уку тулысынча бушлай. Рәхим итеп, мәгълүматны татар телен өйрәнергә теләүчеләр арасында таратыгыз! Хөрмәт белән, Азат Фәттахов "АНА ТЕЛЕ" проектының үсеш алуы буенча җитәкчесе
EFEducation First, 420111, ул.Баумана, 44/8, Казань, Республика Татарстан, Россия Тел: +79250119550 | E-Mail: azat.fattakhov@ef.com
Facebook YouTube Instagram Vkontakte
|
Культурный центр «Аярис» при содействии Президентского гранта РФ создал серию фильмов о ключевых для общественной жизни Татарстана фигурах ХХ века:
Марате Тазетдинове, директоре Татгосфилармонии, https://youtu.be/Co2BY5QgcmQ
Назибе Жиганове, основоположнике татарской классической музыки, https://youtu.be/etIptsLdo1w
Салихе Япееве, Министре МВД Татарстана https://youtu.be/PGBY0eoxiJo