Газета села Бастаново (Рязанская область, Сасовский район). Распространяется бесплатно. №10 (26) — октябрь 2019 г. (текстовка)
|
|
|
Одна бастановская фамилияНедавно редакция газеты совершила небольшую, если позволите такое слово — «экспедицию». Но вначале — небольшое отступление. Примерно в 1996 году я был на курсах повышения квалификации в Москве, где познакомился с Юрием Викторовичем Варнаковым — заведующим Касимовского кожвендиспансера. Услышав мою фамилию — Барамыков, он спросил: «Не из Касимовского района ли я?». Оказалось, что недалеко от Касимова, расположена небольшая деревушка Барамыково. Удивился я тогда, конечно, и подумал, что когда-нибудь, может статься, я посещу эти места. В Касимове я был не раз, но как-то не удосужился сделать это. С тех пор прошло много лет, но мысль о том, что где-то есть место, которое связано с моей фамилией нет-нет, да и всплывала в моей памяти. В последнее время я почему-то чаще стал вспоминать об этом, и мы с Нургаязом планировали поездку в Барамыково этим летом. Наша фамилия на самом деле очень древняя. Осознал я это в 2015 году. Помните, когда мы праздновали 500-летие Бастанова? Тогда на Сабантуй приехало много гостей, можно сказать, «со всего света». В том числе, и из Ташкента: родственник моей мамы — Енилеев Исмаил Хакимович. Несмотря на возраст, а ему тогда было 83 года, Исмаил Хакимович был полон сил и энергии. Он уже много лет посвятил себя изучению своих корней. В том числе и наших. И привёз с собой составленную им нашу родословную по маминой линии. В своих поисках Исмаил-абзый дошёл до Барамыкова Смоляна (Смальяна?), который родился предположительно в 1610 году! В переписи села Бастаново от 1710 г., значится один из сыновей Смоляна — Булат Барамыков (1662 года рождения). Предположительно, с него и идёт ветка бастановских Барамыковых. В свою очередь, нашей родословной занимался и Нургаяз Гарипов. Наш зять. Муж моей двоюродной сестры. Он шёл параллельно изысканиям Исмаила Хакимовича и объединил обе работы в одну. Но, как выяснилось, есть ещё третий исследователь. Вернее, их двое: Барамыковы Рустам Ахметҗанович и его сын Марат Рустамович (проживающий в Москве). Сам Рустам Ахметҗанович с 1999 года проживает в селе Царицыно Касимовского района. В 2004 году он первый раз приезжал в Бастаново и был гостях у моих родителей. Искал Барамыковых. Долгое время они с сыном собирали по архивам материалы о нашей фамилии. Опять же — по своей ветви. К сожалению, я с ними тогда не встретился. А познакомились мы 20 июля этого года, когда Рустам-абзый вновь приехал в Бастаново. И опять в поисках уточнений для родословной, которую они с сыном восстанавливают уже более 15 лет. Поговорили, выяснили точки соприкосновения. Родня мы всё же! Договорились общаться и обмениваться новой информацией. А ещё поговорили о том самом селе. Барамыково. Оказалось, что Рустам-абзый и Марат были там. Тем более, что Царицыно и Барамыково находятся недалеко друг от друга. Их разделяет лес. Теперь уже не оставалось никаких сомнений, что в Барамыково нужно ехать. 4 сентября мы с Нургаязом поехали искать наше Барамыково. В начале мы заехали к Рустаму Ахметҗановичу в Царицыно.
Интересным собеседником оказался наш новый родственник. Много читал и читает. В доме большая библиотека, подшивки журналов. Посидели, попили чай, пообщались. Внесли некоторые корректировки в нашу, теперь уже общую родословную. Определились по вопросам, которые ещё предстоит изучать. Хотя, возможно, что-то так и останется тайной. Жизнь покажет. Пересмотрели их семейный альбом. Среди прочих старых фотографий есть дореволюционные снимки. Выходец из Бастанова, дед Рустама-абзый — Файзулла Хайбуллаевич Барамыков уехал в Крым где-то в 1907-08 гг. Занимался разведением лошадей и частным извозом. Семейные фотографии (есть снимки аж 1920-х годов), семейные истории, которых у Рустама-абзый очень много..., время пролетело незаметно и мы стали собираться в Барамыково. Захотел с нами прокатнуться и Рустам-ака́ (самаркандец поймет). Кстати, у Царицыно, где он проживает и которое когда-то тоже было татарским селом, есть и татарское название (что не удивительно) — Бие́м-сала́ (в переводе с татарского — «деревня свекрови»). Если судить по старинным кирпичным особнякам, многие из которых до сих пор в отличном состоянии, люди здесь проживали зажиточные. Запомнился стиль строений. Своеобразный (см.фото ниже).
До Барамыкова мы добрались без приключений, за исключением того, что не нашли указателя. Как выяснилось, указатель на Барамыково есть, просто мы до него не доехали и заехали в деревню по другой дороге. Краем небольшого озера, мы въехали в конечную точку нашего маршрута. Небольшая деревушка, домов в 20-25, расположилась на краю соснового бора. Старые деревянные домики вперемешку с обновлёнными и новыми домами. Одна улица. Остановились у первого дома и всё ещё не на 100% уверенные, правильно ли мы приехали, спросили у двух сельчан — отца и сына, Барамыково ли это? — Да, Барамыково. Поговорили немного. То, что это когда-то была татарская деревня, все знают. Но татары здесь уже давно не живут.
— А есть ли что-то, напоминающее об этом? Мечеть, кладбище? — Старый дом, почти в конце улице, это — бывшая мечеть. А кладбище вы не найдёте. Хотя... Во-о-он, на том углу леса, есть одна могилка. Там и было татарское кладбище. Машину решили поставить за их домом и до кладбища пойти пешком. Я на своей туда бы не доехал. Только вышли из машины, нас окликнули. Вышла жена хозяина дома. Спросила, что ищем. Узнав о цели нашей поездки и услышав, что мы Барамыковы, она заулыбалась и рассказала, что деревня эта на самом деле древняя и она тоже как-то коснулась её истории. Валентина Васильевна сейчас на пенсии, а раньше работала в районной администрации. Проживают она в Касимове, в Барамыкове у них дача. Ну вот. Совсем недавно ей пришлось поучаствовать в исправлении одной исторической ошибки. В «Списках населенных мест Российской империи», а именно в «Списках населенных мест Рязанской губернии» (СПб., 1862. — Т.35 // С.61) название деревни указано как Барамыково. И вплоть до 1900 года она так и именовалась: Барамыково Татарской волости Касимовского уезда. И в сборнике «Населённые места Рязанcкой губернии» от 1906 г. деревня фигурирует как «Барамыково». Но почему-то, начиная с 1970 г., она начинает писаться как «Баромыково». Под таким же названием она была зафиксирована и в Общероссийском классификаторе территорий муниципальных образований ОК 33-2005 (с изменениями 2012 г.). Несмотря на это, название не прижилось, и деревню всё время называли именно Барамыково. Жители деревни неоднократно обращались к властям с просьбой восстановить историческое название. А наша собеседница не поленилась и нашла в Касимовском краеведческом музее карту XVII века, где деревня указана как Барамыково. 22 апреля 2013 г. на заседании Рязанской областной Думы было принято решение о поддержке инициативы жителей Барамыково. И Постановлением Рязанской областной Думы от 26.06.2013 г. № 234-V и далее Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.01.2014 г. № 25 «О переименовании географического объекта в Рязанской области», деревне Барамыково вернули её историческое название. А карту эту, вернее, её копию Валентина Васильевна Егерева обещала передать Рустаму Ахметҗановичу, как только закончится дачный сезон. Подсказала она нам и более короткую дорогу до той могилки. Место это мы нашли с трудом. На краю леса, за кустами. Мы не сразу её приметили. Аккуратная, ухоженная, но очень одинокая. А вокруг — едва узнаваемые холмики. И то, если знаешь, что искать. Татарское кладбище. Зират. Синяя металлическая оградка, камень с полумесяцем. Похоронена некто Канчурина Адиля Умаровна (1927-1988). Фамилия ее, скорее всего, от мужа; девичью не знаем. Про неё нам тоже рассказали историю. Она не жила в Барамыкове. Разве что в детстве или отрочестве. А жила она в Краснодарском крае. И когда умирала, завещала детям похоронить себя на исторической родине. С тех пор дети каждый год приезжают на её могилу. В Барамыкове давно уже не хоронили татар. Если бы не эта могилка, никто бы вообще никогда не догадался, что там захоронены наши предки. Со слов жителей, раньше там нет-нет да попадались могильные камни. Возможно, со временем, их поглотила земля, возможно, часть из них превратилась в прах, а, возможно, что-то прибрали люди. Всё бывает. Как бы там ни было, именно благодаря этой одинокой могилке — своебразному «маячку» — мы смогли, а другие, быть может, смогут найти место захоронения нескольких поколений этой, некогда татарской деревушки. Ин ша`а Ллаh. Получается, не зря Адиля Умаровна оставила своё завещание. Кто знает, возможно таково было её предназначение... Урыны́ җәннәттә́, рухы́ тыны́ч булсы́н. Присели, почитали ду`а за всех, кто захоронен в этом месте. В целом мы сделали всё, что планировали. Вышли из леса и в тенёчке перекусили. Время уже было далеко за полдень. Проехали по деревне. Остановились у старенького деревянного домика, который раньше был мечетью.
О том, что это здание было построено татарами, напоминал только своеобразный навес над входом. Увидев, что мы фотографируем, к нам из соседнего дома вышла женщина. И она тоже была очень благодушно к нам настроена. Вообще, все, кого мы встретили в этот день, отнеслись к нам с пониманием и добротой. Живёт в Москве. Здесь родилась. Приезжает летом на дачу. Помнит, что когда-то училась с татарскими детьми. Кстати, ту школу тоже обжили. А здание тоже древнее. Говорят, что там когда-то была чисто татарская школа.
В деревне есть газ. Несмотря на то, что постоянно проживают только в трёх домах. Было бы два дома — газ бы не провели. Таков закон. Газ есть, вода есть, место красивое, город рядом (в 6 км)... Возможно, Барамыково не уйдёт в небытие. И возможно, мы когда-нибудь вновь посетим эти места. Конечно, Барамыково не является местом, где появились первые носители фамилии. Они туда пришли и дали ему своё имя. Очередной надел, которым владели и проживали некоторые представители этого рода. А вообще, времена были сложные. Как и в других татарских родах, часть потомков Барамыка приняла христианство. Те же, кто воспротивился смене вероисповедания, селились в отдалённых местах. Таких, как Бастаново, например. Не зря же в нашем селе об этом передаются легенды. Наша фамилия вовсе не уникальна. Любой род имеет свою историю. Возможно, вы даже не представляете, насколько интересную. Нужно только «копнуть».
|
|
|
|
|
|
Публикуемые в газете сведения являются редакционными или общедоступными или
взяты из открытых источников сети Интернет, не являются предметами авторского
права и/или смежных прав (за исключением материалов, отмеченных знаком ©, если
таковые имеются). В любом случае при копировании просим ссылаться на
информационный листок «На берегах Леи». |
Редактор: Барамыков А.Н. Компьютерная верстка: Гарипов Н.К. Набор оригинала завершен 26.09.2019. Тираж 600 экз. Телефон для справок: 8••9O5••I85••29••I2 E-Mail: info@muhtariat.ru Номер карты СБ РФ для пожертвований на поддержку газеты — 4276 8530 3303 5388 (перевод желательно сопроводить SMS-кой). Спасибо. Уважаемые читатели! На страницах нашей газеты могут упоминаться имена Аллаһа, приводиться аяты из сур Священного Куръана, хадисы пророка Мухаммада (с.а.в.). Просьба соблюдать правила обращения с такого рода предметами. |
Оригинал 26-го номера на http://tatarsasovo.narod.ru/doc/na_beregakh_leyi_num26.pdf
|
ОТЛИЧНАЯ НОВОСТЬ в Татнете: выставлен цикл передач "Татарский с Дмитрием Петровым".
Строго рекомендуем: менее чем за 3 десятка уроков великолепного мастера-полиглота можно
выучить татарский язык с нуля!
Уважаемые читатели,
Онлайн-школа татарского языка «АНА ТЕЛЕ» теперь работает без ограничения
количества пользователей! Если раньше на сайте могли заниматься только 10
тысяч человек, то теперь сайт открыт для всех желающих учить татарский.
Обучение полностью бесплатное. Распространяйте информацию среди желающих учить татарский!
Хөрмәтле укучылар, милләттәшләр,
"АНА ТЕЛЕ» Онлайн-мәктәбе хәзер татар телен өйрәнергә теләгән һәркем
өчен ачык.
Уку тулысынча бушлай. Рәхим итеп, мәгълүматны татар телен өйрәнергә теләүчеләр арасында таратыгыз! Хөрмәт белән, Азат Фәттахов "АНА ТЕЛЕ" проектының үсеш алуы буенча җитәкчесе
EFEducation First, 420111, ул.Баумана, 44/8, Казань, Республика Татарстан, Россия Тел: +79250119550 | E-Mail: azat.fattakhov@ef.com
Facebook YouTube Instagram Vkontakte
|