Газета села Бастаново (Рязанская область, Сасовский район). Распространяется бесплатно. №4 (20) — апрель 2019 г. (текстовка)
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Аминь Хасанович Симашов, 1967 г. | Рафаиль Умарович Канеев, 1990-е годы. |
Адиля Азизовна Енилеева с сыном Маратом. 1978 г.
Прием фотографий — до 20 июня с.г. Как и обещали, победителей отметим на
Сабантуе 6 июля.
Несмотря на то, что все присланные вами фотографии в бумажной версии газеты мы при всем желании опубликовать не cможем (место ограничено), они все принимают участие в конкурсе. Всё, что вы присылаете, выкладывается на странице в Интернете: http://muhtariat.ru/konkurs-fotografiy-atlaryibyiz-nashi-loshadi/.
В прошлом номере была опубликована задача на логику: үрдәк — 3, кучат (әтәч) — 8, сыер — 2, каз — 6, эт — ?
Ответ можно было дать на русском или на татарском языках. Помните, какие звуки издают эти животные? Фанис Барынбиляев сразу заметил, что утка (үрдәк) кричит — КРЯ (по-татарски — БАК), т.е 3 буквы; петух (кучат) — КУКАРЕКУ (КИКРИКҮК) — 8 букв; корова (сыер) — МУ (МУ) — 2 буквы; гусь (каз) — ГАГАГА (КАКАКА) — 6 букв.
А собака (эт) — ГАВ (ҺАУ) — 3 буквы.
Значит, правильный ответ — 3.
Приз получил внучатый племянник Мастуры-апа.
В нижеприведенном стихотворении отсутствуют два слова. Угадайте их.
Я и моя семья
И в Казани, и в селе
Что СЕМЬЯ, то ГАИЛӘ.
Доченьку ты не брани,
МАМА, мамочка — ӘНИ.
На машине прокати,
ПАПА, милый мой — ӘТИ.
Бабушку свою люби,
БАБУШКА твоя — ӘБИ.
С детства деда уважай,
По-татарски ДЕД — БАБАЙ.
ДОЧКЕ счастья хотим,
Доченька моя — КЫЗЫМ.
Сыном я горжусь своим,
По-татарски СЫН — УЛЫМ.
Мама едет на базар,
Купит БРЮКИ мне — ???.
Я в мороз и «колотун»
Надеваю ШУБУ — ???.
В них зимой не страшен снег,
ВАЛЕНКИ — КИЕЗ ИТЕК.
[Из книги: Валеева Алла Валерьяновна. Я учу татарский! : 100 татарских слов в рифмах для детей / Алла Валеева; Худож. З.Мухаметзянова. - Казань : Магариф, 1999. — [8] л.: цв. ил.]
От редакции. «Валенки» по-бастановски — тупли, но на литературном татарском —
именно «киез итек».
Ответы принимаются по тел.90-376 в пятницу 19 апреля с 19:00 до 20:00. Приз —
детская книга.
Текущий год пройдет под знаком языков коренных народов. Такое решение приняла Генеральная Ассамблея ООН с целью привлечь внимание к критическим рискам, которые угрожают языкам коренных народов, и повышению значимости этих языков в интересах устойчивого развития, примирения, надлежащего управления и построения мира.
В конце января с.г. в Париже был дан старт Международному году языков коренных народов. На мероприятии присутствовала российская делегация во главе с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым. В своем выступлении он отметил: «...Для нас вопросы сохранения и поддержки языков коренных народов, как для многонационального и полиязычного государства, имеют чрезвычайно важное значение. Наше государство оказывает поддержку языкам, носителями которых являются даже самые малочисленные этнические общности, потому что язык — это не просто средство коммуникаций, а большой пласт культурного наследия, летопись народа...».
Планируется, что в рамках года языков коренных народов будет проведено большое количество мероприятий, связанных с языками коренных народов, а также начнется серия национальных и международных совещаний экспертов и инициатив по всему миру.
В Рязанской области национальные общественные объединения уделяют большое внимание изучению родных языков. Так, в областном центре и городе Рыбное действуют армянские школы, где ребята 1-4 классов изучают армянский устный и письменный язык, основы истории и культуры армянского народа. В настоящее время школы посещают 50 учеников. Организаторами занятий являются — региональное отделение общероссийской общественной организации «Союз армян России», общественная организация «Армянское духовно-культурное общество Луйс».
Не остается в стороне и еврейская национальная община. Под ее эгидой более 16 лет в Рязани работает еврейская воскресная школа «Шемешеле» («Солнышко»). Здесь ребята изучают иврит, национальные традиции, вместе с родителями пекут вкусные пироги и пряники на кошерной кухне еврейской общины. Сегодня школа стала настоящим семейным воскресным клубом, куда на занятия приводят детей уже подросшие выпускники.
В Касимовской воскресной школе с прошлого года по инициативе татарской местной национально-культурной автономии проводятся занятия по татарскому языку и литературе. Занятия проводят руководитель автономии И.Бикуев, а также М.Кураев, И.Умарова. Еженедельно воскресную татарскую школу посещает до 30 детей и подростков. При этом наряду с детьми из татарских семей на занятия приходят азербайджанцы, таджики, дети из межнациональных семей.
© ГКУ «Дом общественных организаций» (г.Рязань)
http://doo-rzn.ru/news/v-rjazanskoi-oblasti-zanimayutsja-sohraneniem-rodnyh-jazykov-i-nacionalnoi-kultury.html
В конце февраля в Шацке прошёл региональный чемпионат «Молодые профессионалы (Worldskills
Russia)» по компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин».
В нём приняли участие студенты учебных заведений среднего профессионального
образования пяти районов Рязанской области. В режиме прямой трансляции по
видеоканалам связи они должны были продемонстрировать свои умения в обслуживании
сельхозтехники и ее эксплуатации.
Наибольшее количество баллов при минимальном времени набрал наш односельчанин — студент 4 курса Шацкого агротехнологического техникума Адиль Садаев, в связи с чем и был награжден дипломом и золотой медалью за свой профессионализм. Поздравляем Адиля с заслуженной победой и желаем ему дальнейших успехов в учёбе и работе!
На фото: главный эксперт чемпионата Ликучев Е.И., Адиль Садаев и директор
Шацкого агротехнологического техникума Улитин С.И.
(более подробно см. на
http://schatt.ucoz.ru/news/press_reliz_regionalnogo_chempionata_worldskills_russia_molodye_professionaly_rjazanskoj_oblasti/2019-03-04-585,
фото также взято с сайта Шацкого агротехнологического техникума)
Слова даны в общепринятом написании русскими буквами.
По горизонтали: 2. Полное принятие всего того, с чем пришел Пророк Мухаммад (с.а.в.), т.е. есть вера во всё то, что он говорил и передал народу от Всевышнего Аллаhа. 7. В исламском праве: источник, являющийся вторым после Куръана. Состоит из хадисов. 8. Объединение группы мусульман с целью совместного изучения ислама, совершения религиозных обрядов и т.д. 10. Каноническая молитва, один из пяти столпов ислама. 12. Обязательный элемент намаза (земной поклон). 13. В исламе: божественное благословение, благодеяние, достаток. 16. Мольба, взывание, обращение к Аллаhу; одна из разновидностей поклонения. 17. Брак в исламе; союз между мужчиной и женщиной. 20. В исламе: возвеличивание Аллаhа словами «Аллаhу акбар». 21. Райский сад, в котором после Судного дня (киямат) будут вечно пребывать праведники. 22. Мусульманский пост. 23. Название фразы «сала-Ллаhу ‘аляйhи ва-саллям» («да благословит его Аллаh и приветствует»), которую мусульмане произносят после упоминания имени Мухаммеда (с.а.в.) или молитва, произносимая во время намаза после чтения Ат-Тахията в последнем рака’ате.
По вертикали: 1. Предание, основанное на случае из жизни или каком-либо
изречении Мухаммада (с.а.в.) и его сподвижников. 3. Призыв к обязательной
молитве (намазу). 4. Одна из 114 глав Куръана. 5. Свод мусульманских
религиозных, юридических, бытовых правил, основанных на Коране. 6. Мусульманин,
совершивший религиозное паломничество в Мекку. 9. Одно из обязательных условий
для совершения намаза (очищение, омовение). 11. Многократное произнесение
молитвенной формулы, содержащей прославление Аллаhа. 14. Добровольная милостыня,
которую мусульманин выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию
с намерением заслужить довольство Аллаха. 15. В широком смысле: книга; в более
узком может означать сборник цитат из Куръана, описаний мусульманских ритуалов и
основных мусульманских обязанностей (включая бастановский говор). 18. Всё то,
что разрешено и допустимо в исламе (противоположность хараму). 19. Кафедра или
трибуна в мечети,
с которой имам читает пятничную проповедь (хутбу).
Родился человек. За плечами у новорождённого нет ничего. Ни материального, ни духовного. Чистый лист.
Всё материальное, что мы заработали за свою жизнь на земле, на ней и останется, а перед Всевышним, мы предстанем с тем же листом, а вернее — уже с целой книгой (даже двумя), с записями о том, как мы заработали эти материальные ценности и как мы прожили свою жизнь. В одной книге будет записано всё хорошее, в другой — наши ошибки. Безгрешных людей нет. Осознанно или не осознанно, но мы каждый день так или иначе — ошибаемся. Но человек, на то и наделён разумом, чтобы думать. А задумываясь, мы можем и должны делать благое. И что бы мы ни сделали — Аллаh знает об этом.
Саваб. Наверняка, знакомое всем слово.
Это — награда, которую даст Аллаh в следующей жизни за благие, добродетельные и богоугодные дела в земной жизни. Это — вознаграждение от Всевышнего за покорность Ему, соблюдение Его установлений и удаление от себя запретного.
Сделать доброе дело и заработать саваб не так уж и сложно, и для этого вовсе не требуется создание каких-либо особых условий. Желание сделать добро должно исходить из искреннего сердца. И, если сердце правильно настроено, то достичь довольства Всевышнего и получить саваб можно на любом поприще, в большом и малом деле.
Можно заработать саваб, давая садака. Это только один из множества способов. Может быть, самый простой.
А если нет возможности дать садака?
Что ещё можно сделать?
Улыбнитесь ближнему. Не хмурьтесь. Пророк Мухаммад (с.а.в.) говорил, что улыбка, подаренная мусульманином мусульманину — это садака.
Или примирите обидевшихся друг на друга мусульман. Пророк Мухаммад (с.а.в.) говорил, что самое большое садака дал тот, кто помог наладить хорошие отношения между поссорившимися.
Научитесь прощать. Не держите долго обиду в сердце. Пророк (с.а.в.) говорил, что для совершенного мусульманина не является позволительным (халяль) находиться в обиде более трех дней. Это означает, что по истечении трех дней, мусульмане обязаны помириться.
Будьте приветливыми, доброжелательными. Пророк (с.а.в.) говорил, что если два мусульманина встретятся, и один из них, приветствуя, протянет другому руки для рукопожатия, то с него спадут грехи, как пожелтевшие листья опадают с дерева. Помогайте людям, не скупитесь на поддержку ближнего. И тогда — поток милости и бараката от Всевышнего не покинет ваш дом. Пророк (с.а.в.) говорил, что Всевышний всегда оказывает помощь своему рабу, помогающему своему брату.
Милость Всевышнего всегда будет с теми, кто проявляет милосердие ко всем творениям Аллаhа: к людям, животным, растениям. Проявляющий сострадание и милосердие на земле, обязательно, получит заслуженное вознаграждение в долине вечной жизни.
Вот ещё несколько способов заработать саваб:
Каждый из вас сейчас получил ещё по тридцать вознаграждений и Аллаh приумножит их во столько раз, во сколько пожелает.
Передайте это своим ближним. Научите тех, кто не знает. Это тоже способ заработать саваб.
— А сколько получит тот, кто научит этому?
— Множество. И приобретет десятки тысяч вознаграждений. Почему? Потому что он
направил вас. А тот, кто направил на благое, подобен совершившему благое.
Все вы, конечно, слышали о теракте в городе Крайстчёрч (Новая Зеландия), произошедшем 15 марта 2019 г. Террористы расстреляли собравшихся на пятничную молитву людей. Жертвами стали 50 человек.
Новозеландские власти выразили соболезнования членам мусульманской общины страны, которая, кстати, составляет чуть больше 1% от всего населения.
По призыву премьер-министра Новой Зеландии Джасинды Ардерн в память о жертвах теракта призыв к пятничной молитве (азан) транслировался в прямом эфире радио и телевидения Новой Зеландии. В этот день по всей стране прошла минута молчания, а в знак солидарности с мусульманами женщины страны (не мусульманки) надели хиджаб. В том числе и сама премьер-министр.
На митинг, посвящённый этой трагедии собралось несколько тысяч человек. Начало церемонии в 13:30 было также приурочено к призыву на пятничную мусульманскую молитву, почтить которую в этот день попросили всех новозеландцев.
В своём выступлении глава новозеландского правительства процитировала хадис Пророка Мухаммада (с.а.в.): «Верующие в любви и милосердии друг к другу подобны единому телу: когда какой-либо его орган страдает, то всё тело чувствует боль».
«Новая Зеландия скорбит вместе с вами. Мы — одно целое».
Ду’а за погибших и пострадавших в этой трагедии были прочитаны во всех мечетях
мира.
Продолжаем получать семейные истории от наших односельчан. На этот раз письмо прислала Лилия Наилевна Музафарова.
До 1935 года, мои прадед и прабабка Енгалычевы Гани Нигматуллович и Зайда Халиловна (в девичестве Клеблеева) жили в Узбекистане в г.Бек-Буди (ныне г.Карши). Прадед был счетным работником.
В 1928 г. родилась моя бабушка Алия (Галия по документам), позже ее брат Анвар и сестра Адиля (ее не стало в маленьком возрасте).
11 июля 1935 г. родилась еще одна дочь — Алима. Вскоре, после её рождения прадедушка заболел малярией. В связи с этим, возникла необходимость смены климата и в январе 1935 года, семья вернулась на родину в с.Бастаново. Болеть он не перестал и 5 марта 1935 г. прадед скончался от плеврита.
Для семьи наступили тяжелые времена. Прабабушка Зайда с детьми стала жить со своими родителями Клеблеевыми Халилом Абдулловичем и Хадичёй Изатуловной (в девичестве Девятова) в маленьком домике, остатки которого еще стоят на Центральной улице следом после дома Фатыймы Ахмедовны, напротив дома Канеева Рафаиля Умаровича.
В Узбекистане осталась семья младшей сестры моей бабушки — Софьи. Началась война и её мужа забрали на фронт. Одной с детьми ей было тяжело и прабабушка Зайда вывезла их на родину, в Бастаново. Муж Софьи с войны так и не вернулся.
По заданию исполкома прабабушка организовала артель по пошиву нижнего белья для солдат. Располагались они вначале в кирпичном доме, который сейчас принадлежит Адилю Клеблееву (у моста). Дом был двухэтажный, ателье располагалось на втором этаже.
После того, как в доме рухнул потолок, артель переехала в дом к тете прабабушки Зайды по имени Айша. Артели полагались дрова, перепадали они и Айше.
В 1943 году маленькая Алима пошла в первый класс семилетней Бастановской школы, а в 1950 году перешла в 8 класс Глядковской средней школы. В школу ученики переправлялись через Цну на лодке. Весной 1951 г. лодка перевернулась, несколько человек упало в воду, никто не погиб, но Алима-апа расказывала, что очень испугалась и не могла потом садиться в лодку.
Прабабушка Зайда написала об этом случае в г.Андижан своей старшей дочери (моей бабушке) Алие. Она к этому времени уже вышла замуж за моего деда Девликамова Аминя Ханафьевича и они уехали в г. Андижан (где в декабре 1948 г. и родилась моя мама Найля Аминовна) к месту службы деда. (Дед Аминь был демобилизован в 1947 году и сразу же направлен в Узбекистан на службу в НКВД).
В 1952 году в педагогическом училище г.Андижана был открыт первый набор учащихся на русском языке. Мой дед благодаря своей должности и форме (по рассказу Алимы-апа) устроил ее в училище. Проучилась она 2 курса.
В 1954 году дед уволился из НКВД и они вернулись в Бастаново. На продолжении учёбы Алимы-апа, настоял её брат — Анвар, который подсказал, что в Зубово-Поляне есть пед.училище (ближайшее на то время), куда она и перевелась в том же 1954 г. Закончив учёбу в 1956 г., Алима-апа в сентябре того же года начинает работать учителем начальных классов в с.Хреново Сасовского района. В июле 1958 г. её назначают заведующей и учительницей Ст.Амесьевской начальной школы.
Алима Ганиевна Алёшкина (Енгалычева)
В Ст.Амесьеве она жила в здании школы. Моя мама иногда отпрашивалась у бабушки (дома было еще двое детей, младшие брат и сестра, много дел) и после школы пешком уходила в Амесьево к Алиме-апа. Очень уж ей нравилось делать уроки и играть в пустом классе, у доски.
Алима-апа работала в школах Сасовского района (Саблинская, Нижне-Мальцевская, им. Клары Цеткин). Последние 10 лет с 1984 по 1994 гг. была заведующей и учителем начальных классов в Трудолюбовской начальной школе.
Выдержка из характеристики РОНО 1989-1990 гг.: «... использует разнообразные методы и приемы обучения. Отлично владеет различными методами и приемами ведения урока, развивает творческие способности детей, прививает им любовь к знаниям, Родине... проводит работу по привитию навыков культуры поведения — учит детей быть опрятными, вежливыми, бережно относиться к своим товарищам, природе... знакомит детей с профессиями родителей, подчеркивая важность труда каждого человека... Высок ее авторитет среди родителей, детей и коллег по работе».
Награждена медалью «Ветеран труда» в 1984 году. Общий стаж ее работы 38 лет, все время в сфере образования. Имеет двух сыновей.
По примеру тёти решила стать педагогом и моя мама — Канеева (Девликамова) Найля Аминовна. В 1964 году она поступила, а в 1968-м закончила Спасское педагогическое училище.
С 1968 по 1969 г. мама работала учителем в Липовской школе-интернате для глухонемых детей, а с сентября 1969 г. — в детском саду № 84 ст. Сасово Московской ЖД, сначала воспитателем, а потом заведующей.
Её пед.стаж (30 лет) был бы больше, но, к сожалению, в 1995 году так называемые «железнодорожные» сады закрылись. Мама имеет знак «Отличник народного образования».
В 2017 году в Рязанский педагогический колледж поступила моя племянница — Канеева Алина Ринатовна, на специальность «Специальное дошкольное образование».
Алина очень любит маленьких детей, может найти с ними общий язык. Сейчас она на третьем курсе, постоянно бывает в садах г. Рязани на практике. Надеемся, что она будет достойным продолжателем нашей педагогической династии.
Такая у нас семейная история получилась.
А всё началось с той, перевёрнутой лодки...
Поздравляем с Днем рождения бастановцев Абрамову Альфию Равильевну, Алеева
Данияра Маратовича, Барамыкову Файму Каримовну, Ешелеву Фирюзу Рафаильевну,
Ибрагимову Тарану Тахир кызы, Канеева Марата Халитовича, Канеева Рафаиля
Аминовича, Кантемирова Наримана Канафьевича, Клеблееву Светлану Викторовну,
Козиева Кадама Иржановича, Латышеву Альбину Акрамовну, Левушкина Рината
Сергеевича, Маслову Альбину Асхатовну, Сименееву Альфию Рифатовну, Симошеву
Альмиру Рустамовну, Скопину Светлану Ивановну, Тынчерова Рашида Ибрагимовича,
Тынчерова Рината Наилевича, Тынчерова Тимура Ринатовича, Холькина Владимира
Степановича, Чекаева Акрама Равильевича. Желаем всем счастья! Барыгызга да бәхет
телибез!
Символично, но именно в первый день апреля астрономы Татарской государственной
обсерватории сделали открытие. В районе созвездия Triangulum (тат.: «эчпочмак»)
они обнаружили новую звезду. Споры по поводу названия были долгими. Оригинальное
название нового космического объекта предложил первооткрыватель — видный
татарский астроном Ракет Кльдреев (кстати, уроженец с.Бастаново). Новую звезду
назвали Paramach.
Сасовская национально-культурная автономия татар и религиозная организация
мусульман г.Сасово и района выражают соболезнование родным и близким
Тахтагановой Нурии Иноятовны (1935-2019),
урожденной Девликамовой, в связи с ее смертью
Сасовская национально-культурная автономия татар и религиозная организация
мусульман г.Сасово и района выражают соболезнование родным и близким
Девликамовой Адили Ильясовны (1930-2019), в связи с
ее смертью
Публикуемые в газете сведения являются редакционными или общедоступными или
взяты из открытых источников сети Интернет, не являются предметами авторского
права и/или смежных прав (за исключением материалов, отмеченных знаком ©, если
таковые имеются). В любом случае при копировании просим ссылаться на
информационный листок «На берегах Леи».
ГАЗЕТА РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ БЕСПЛАТНО
Редактор: Барамыков А.Н. Компьютерная верстка: Гарипов Н.К.
Набор завершен 04.04.2019. Тираж 600 экз.
Телефон для справок: 8••9O5••I85••29••I2
E-Mail: info@muhtariat.ru
Номер карты СБ РФ для пожертвований на поддержку газеты — 4276 8530 3303 5388 (перевод желательно сопроводить SMS-кой). Спасибо.
Уважаемые читатели!
На страницах нашей газеты могут упоминаться имена Аллаһа, приводиться аяты из сур Священного Куръана, хадисы пророка Мухаммада (с.а.в.). Просьба соблюдать правила обращения с такого рода предметами.
Оригинал газеты на http://tatarsasovo.narod.ru/doc/na_beregakh_leyi_num20.pdf