Колонка вездесущей бабушки / Мәстүрә апа кызыксына
Здравствуйте, дорогие мои земляки! Исәнмесез! И это
снова я, Барынбиляева Мастуря Гяпсатаровна.
Лето в разгаре. В Бастаново лето с некоторых пор стало особенным. В Бастанове
проводят Сабантуй. Какое-то слово чужое «проводят» — не кажется вам? Кто его там
проводит? Зачем? «Проходит» — тоже не очень походящее. Сам по себе он что ли
проходит? Правильнее было бы написать «мы в Бастаново отмечаем праздник
Сабантуй» и чаще всего мы так и пишем, но есть в этом что-то недосказанное.
Вы как думаете?
Во времена СССР тоже были праздники с массовыми гуляниями. В ноябре и в мае.
Маёвки. Организаторами тех праздников было государство.
Наш сельский Сабантуй вот уже несколько лет становится событием районного
масштаба. Хотя, наверное, уже и не районного, а межрайонного. И с некоторых пор
в организации бастановского Сабантуя стала принимать участие и Администрация
района. И это хорошо.
Но основная работа лежит на плечах нескольких активистов. Нескольких! Пальцев
двух рук хватит, чтобы их сосчитать, да ещё останется.
И так из года в год.
Ещё раз подчеркну — это не государственный праздник и всё, что делается —
только благодаря участию нескольких энтузиастов. И организация, и
финансирование, и всё остальное. Каждый год мы призываем нашу молодёжь
откликнуться и присоединиться к нам в этой сложной, но интересной работе, но
тщетно. Лишние руки, новые мысли, да и просто моральная поддержка (значит, не
зря всё это) — это всё, что требуется.
Вот, например, на 30 июня был назначен субботник на площадке для Сабантуя.
Пришло 6 человек. Возможно, не все видели объявления. Хочется верить, что именно
поэтому.
Помочь с уборкой территории нужно будет и после окончания праздника.
Останьтесь, задержитесь или вернитесь попозже на площадку. Убирать нужно ведь не
только мусор. Сцена, шатры, баннеры...
Ну и потом — присоединяйтесь. Жизнь проходит. Иногда нужно пожертвовать своим
временем и своими силами на что-то полезное для своего села.
На собрании / Җыелышта
В преддверии Сабантуя оргкоммитет не раз собирался на протяжении нескольких
недель для обсуждения текущих дел и планирования праздничных мероприятий.
Несколько раз на этих собраниях присутствовали представители районной
Администрации и районного отдела культуры. И ни разу не было никого из местной
Администрации. Странно, да? На территории поселения планируется такое масштабное
мероприятие, которое наверняка и в план мероприятий на текущий год заложено (в
районе ведь заложено, да и в области тоже) и в отчёт о проведенной работе,
наверняка, оно пойдёт в конце года (а как же иначе?!), а никто на собрании не
приезжает. Хотя главу Администрации приглашали всегда.
Можно только догадываться, почему это происходит. Так или иначе, но
обсуждаются и другие проблемы села, а тут, наверное, и сказать нечего.
Мусор, как лежал, так и лежит. Только кучи растут. Если ничего не изменится,
даю слово вам, что на следующий год (если жива буду) напишу на прямую линию
президенту и фотографии отправлю. А копии — губернатору.
Кстати, насчёт губернатора. Приезжал недавно губернатор в Сасово. По другим
делам, не по бастановским. Но перед его приездом, по всему району проехали его
представители. Проверяли, как реализуются нацпроекты (в том числе и дороги).
Вдруг губернатор поинтересуется? Кажется, это «протокол» называется.
Ну вот. Приезжали они и в Бастаново. Смотрели состояние асфальта на улице
Центральной. По другим улицам не ездили (времени не хватит, чтобы все улицы всех
сёл объездить), но и на одной Центральной увидели не только асфальт. Обратили
внимание на стелу, воздвигнутую в память о наших односельчанах, погибших во
время Великой Отечественной войны.
Как сказал представитель нашей районной Администрации: «Было очень стыдно».
Несмотря на то, что недавно прошёл День Победы, территория вокруг памятника была
неухоженной. Всё в запустении, в зарослях травы. Между плиткой на дорожке к
памятнику — тоже трава. Мраморные плиты, на которых написаны фамилии погибших,
когда-то были поставлены на металлические ножки рядом с памятником. А
планировалось закрепить их к самой стеле. Да и сама стела с самого начала не
очень удачно была установлена.
Что там подумали представители губернатора? Остается только гадать…
Очень много вопросов к нашему главе.
Магазин закрыт. Кроме продуктов, он использовался и как место выдачи
квитанций (по сбору бытового мусора). Где людям получать теперь эти уведомления?
Не будет оплаты — не будет работать и эта система.
Почта толком не работает. Люди часами стоят и ждут, когда приедут почтовые
работники. Хотя график работы висит.
Эти вещи кто должен регулировать? Сами сельчане?
Решить какую-либо проблему сложно. При встрече с главой чаще всего слышишь:
«Позвоните мне тогда-то, напомните».
А зачем всё напоминать? Можно сразу записывать всё, с чем население
обращается. Или сразу отказать. Потом ведь всё равно не дозвонишься. А так
получается, что тебе вроде бы и не отказали. А толку?
Президент и тот всё на заметку берёт. Или помощникам наказывает: «Запишите!».
Выборная должность — это ведь прежде всего доверие народа. И мы верим. (По
крайней мере, верили перед выборами)
И пусть от того, что это последний срок, руки не опускаются. Тем более, что
даже на последний срок человек идёт сам, по своему желанию.
Наша смена / Алмаш үсә
На призыв помочь с распространением нашей газеты (магазин — основная точка
распространения — закрыт) в первый же день отозвались три девочки:
Романцева
Катя, Исмаилова Аделина и Ешелева Милана (на фото: слева
направо).
На велосипедах всё быстро развезли и
сказали, что всё лето будут помогать. Молодцы! Спасибо вам, девчонки! Спасибо и
вашим родителям за то, что воспитали вас такими отзывчивыми!
Предложил свою помощь и Ахмадҗан-абзый Клеблеев. Несмотря на свой преклонный
возраст, он изъявил желание разносить газету по домам на улице Прякяй-аул, где
сам проживает. Спасибо Вам, Ахмадҗан Закирович! Пока есть девочки, а потом
что-нибудь придумаем.
А, может быть, и к Вам обратимся. Здоровья Вам и долгих лет жизни! Зур рәхмәт
Сезгә!
Раз зашёл разговор о наших помощниках, хочется несколько слов сказать и о
Канеевой Наиле Аминовне. С самого первого номера, а скоро уже два года
исполнится, она помогает нам разносить газету на Верхней улице. Спасибо Вам,
Наиля Аминовна! Дай Аллаh Вам сил и здоровья!
Кстати о газете. Нам действительно скоро 2 года. И есть задумка отметить эту
дату чаепитием. Вы как на это смотрите? Всё как у нас принято: чай, сладости,
выпечка (можете тоже принять участие), приятный разговор. А еще — викторина,
розыгрыши призов...
Дату заранее сообщим в следующем — 24-м номере. Шейте наряды, доставайте из
сундуков свои украшения, готовьтесь.
Про «Айбагар» / Буа яңалыклары
В прошлом номере я вам рассказала, что внук мой Үткеркүз уже купался там. И
понравилось ему. Оказалось, что рано мы радовались.
Труба, через которую вода подаётся в водоём, то ли забилась, то ли утонула в
глине (наверное была глубоко посажена), то ли её вообще разорвало зимой... Не
понятно.
Весной вода выходила из водоёма и это, скорее всего, и ввело в заблуждение,
что система работает. Наверное, выходила вода, которая набралась во время таяния
снега. А когда уровень воды стал ниже выходной трубы, стало ясно, что подачи
нет. Как бы там ни было, вода стоит и скоро зацветёт. А мы обрадовались. Кое-кто
даже рыбу осенью туда пустил. Мальков.
Нужно переделывать подачу, да и слив воды. Иначе получим болото.
И будет вместо «Ай багар» — «Ай елар».
Не будет водоема — не будут использоваться и детская, и спортивная площадки.
Поле уже зарастает бурьяном.
Про Курбан / Яңгыр келәдек
В нашем селе издавна существует обычай — летом приносить в жертву барашка и
просить у Всевышнего Аллаhа дождя. Варят шурпу и угощают всех. Не только
бастановцев, а вообще всех, кто мимо проходит. Поэтому это мероприятие и
проводилось на выезде из села, у дороги (Чыгыш урманында). Раньше, когда
основная дорога в город проходила недалеко от кладбища, молебен,
жертвоприношение и приготовление угощения происходили недалеко от неё. Чтобы
путник или проезжающий мог угоститься. Считалось, что чем больше людей попробуют
угощение, тем лучше.
Когда проложили новую трассу (ту, которой мы сейчас пользуемся), всё
переместилось в берёзовую посадку на краю села.
Обычай (в древности он назывался «яңгыр келәве», от слова «кләү»; примерный
перевод — «просьба/мольба») этот известен всем, кто проживает в наших краях. Не
только бастановцам. И не только татарам. И когда летом долго нет дождя, нередко
можно услышать вопрос: «Когда вы там в Бастанове барашка резать будете?»
В сёлах Мордовии и Пензенской области подобный обычай тоже называется «Курбан»
или «Курбан чалу», и существует он с незапамятных времен.
В этом году что-то пошло не так. Вначале «Курбаном» назвали мероприятие,
проводимое во время поста. Днём. Пост есть пост. Какие бы ни были намерения, «Курбаном»
это назвать нельзя. Был бы вечер — можно было бы «ифтаром» назвать. А так…
Второе. Пришло время. Собрали деньги, купили барашка, зарезали. Почитали
молитву. Сварили шурпу, угостили всех, кто пришёл. Тем, кто не смог (возраст,
болезнь) — как положено, развезли по домам. В общем, постарались.
В итоге откуда-то пошли разговоры, что к мясу жертвенного барашка
организаторы добавили говядину.
Спрашивается: зачем? И так всего было предостаточно. Зачем создавать такие
слухи и разносить их по деревне? Зачем из хорошего делать непонятно что? Кому
это нужно?
Уже неоднократно после таких мероприятий нет-нет да и всплывают всякие
домыслы. Если бы человек, от которого такие вещи исходят, присутствовал на этих
мероприятиях, помогал бы в их организации, то у него не возникли бы такие мысли.
Всё — от неведения. Не нужно ничего придумывать. Что-то не ясно — спросите у
имама. Вот его тeлeфoн:
8-9О6-5Ч6-78-8З.
А дожди, как и положено, по воле Всевышнего Аллаhа, прошли в своё время.
Ваша Мастуря Б.
|