''На берегах Леи''

Газета села Бастаново (Рязанская область, Сасовский район). Распространяется бесплатно.

''Инеш буйларында''

№5 (21) — май 2019 г. (текстовка)


Оригинал номера с Приложением на http://tatarsasovo.narod.ru/doc/na_beregakh_leyi_num21_s_pril.pdf



Летопись добрых дел / Игелек эшләү — изге гамәл

Редакция газеты благодарит Рашиду Алиевну Канееву и Зарему Алимовну Барамыкову за оказанную финансовую поддержку и желает им здоровья, благополучия и долгих лет жизни. Аллаһы Тә’алә Сезгә рәхмәт-бәрәкәтләрен насыйп әйләсен!
 



Колонка вездесущей бабушки / Мәстүрә апа кызыксына

Здравствуйте, дорогие мои земляки! Исәнмесез! И это снова я, Барынбиляева Мастуря Гяпсатаровна.

Как вы? Чем занимаетесь? Чему радуетесь? Чем опечалены? Расскажите нам, напишите нам, позвоните. Мы все разные, со своими историями. Делитесь с нами. Оставьте память о себе и своих близких.

На дворе май. Это особый месяц. И если 1 мая уже не всем и понятная дата, то, что такое 9 мая, должны знать и помнить каждый. Праздников, которые отмечали бы все, независимо от национальности и вероисповедания, не так уж много. День Победы — именно такой. «Один на всех!» В этот день необязательно накрывать богатый стол. Достаточно вспомнить тех, кто отдал свою жизнь и здоровье, добывая Победу, тех, кому мы обязаны мирным небом над головой и нашей жизнью — наших дедов и прадедов.

Поздравляю всех с праздником! Аллаһы Тә’аләдән динебездә, дөньялыкта, ’аиләдә иминлек, тынычлык урнаштыруын сорыйк.
 




Священный месяц Рамазан

رمضان
 

6 мая 2019 г. наступает месяц Рамадан (1440-го года по хидҗри) и начинается мусульманский пост (ураза/рузә), который завершится 4 июня.

Именно в этом месяце нашему Пророку Мухаммаду (с.а.в), были ниспосланы Всевышним Аллаhом первые аяты Куръана. И одним из первых предписаний Аллаhа, является соблюдение поста (сура «Аль-Бакара», аят 183) — как одного из основных составляющих ислама. Пост напоминает, что в мире существуют голод и лишения и обязанность каждого приверженца ислама — помогать бедным и нуждающимся. В этот месяц принятие пищи (сухур) совершается до утреннего намаза; разговение (ифтар) — после заката солнца). Награда за проявление праведности в этот месяц возрастает, как и наказание за проявления греховности.

Мөхтәрәм дин кардәшләребез, Рамазан аебыз игелекле ‘амәлләргә әйдәсен!
 



Про мусор

Наверное, все уже убрали свои дворы и окружающие территории? Вот бы ещё вокруг села прибраться...

Мусор, про который в прошлом году говорили, почему-то так и не исчез. Даже странно. А как было бы хорошо, если бы он вместе со снегом растаял! Может быть, ещё рано? Может быть, он под ярким весенним солнцем испарится? Чудеса же бывают!

А может быть всё-таки убрать его? Собраться и под чутким руководством... Пока всё опять не заросло. В этом году лето обещает быть жарким и засушливым. Сухая трава и горы разного хлама — не очень хорошее сочетание. Опять же — начинаются проблемы с водопроводом... Да и вообще, надоело про этот мусор писать.

Пользуясь случаем, хочу обратиться напрямую к главе администрации Демушкинского сельского поселения.

Уважаемый Владимир Николаевич! Прошу Вас принять меры по поводу несанкционированных свалок мусора на окраинах села Бастаново.

Мало нам своего мусора, так ещё из города привозят. Грузовиками. Может быть, для начала, хотя бы знак предупреждающий поставить? Давайте начнем хотя бы с предупредительных мер. Заранее спасибо за понимание.

Скоро начнутся субботники. На площадке нашего Сабантуя, на нашем кладбище, вокруг наших мечетей. Нашего, на нашем, вокруг наших... Всё — на самом деле НАШЕ и и НИКТО, кроме нас САМИХ, это не сделает. Хотелось бы, чтобы все, кто может, принимали участие в них. Не можете сами — пусть дети или внуки придут. Дело ведь общее.

ОБЪЯВЛЕНИЕ

2 мая — субботник по уборке территории кладбища села Бастаново. Сбор в 9:00 у ворот.
 




C заботой о ближнем

Есть один человек, которому хочется сказать слова благодарности, за его внимание и добропорядочность. Это Баталов Рамзан Адланович.

Рамзан Адланович регулярно навещает больных людей преклонного возраста. Доброе слово, внимание — что ещё нужно нам старикам? И никогда не приходит с пустыми руками.

Дай Аллаh ему и его близким здоровья. «Что бы вы ни делали доброго, Аллаh знает и награждает за это» (сура «Аль-Бакара», аят 215).
 



Яхшы кеше иде

Нет-нет, да уходят наши братья и сёстры из этого мира. Никто не вечен. Такова жизнь.

Жалко всех, но особенно — молодых.

В апреле ушёл из жизни Ешелев Руслан. Ему не было ещё и 50. Есть вещи, которые не подвластны человеку. На всё воля Всевышнего.

Хороший был человек. Жизнерадостный, общительный. Хороший муж, хороший отец, хороший дед.

Урыны җәннәттә, рухы тыныч, туфрагы җиңел булсын!
 



Мысли вслух

Присутствуя на похоронах, подумала о следующем.

В день похорон нужно соблюсти множество различных правил. Единых для всех мусульман. В силу сложившихся традиций, в каждом регионе есть некоторые свои особенности, передающиеся из поколения в поколение. Не противоречащие общим канонам. Старики уходят, а молодежь пока ещё не во всём разбирается. Вот я и посоветовала редакции освежить взгляд на эту сторону нашей жизни (читайте здесь ниже).
 



Про мечеть

Возможно, вы не в курсе, но работы по благоустройству Исторической мечети не прекращаются.

В таhаратхане установлены умывальники, душевая кабина для принятия полного омовения (гусуль). Отопление работает, горячая и холодная вода есть.

Сварены металлические каркасы для столов и скамеек большого навеса во дворе мечети. Для верхней части столов и скамеек доски выделил предприниматель Аслан Юсупович Гигаев. Пусть Аллах вознаградит его за добрые дела!

С уважением, ваша Мастура Барынбиляева    

P.S. 5 апреля в Исторической мечети села прошло расширенное заседание Совета МРОМ г.Сасово и Сасовского района (читайте здесь ниже).
 



Лошадь, как много в этом слове...

Объявленный ранее конкурс «Атларыбыз» на лучшую фотографию, где мы или наши дети, внуки или родственники засняты с лошадьми, продолжается.



Сергей Русланович Симашов. 2016 г. Ринат Равильевич Мухамедьяров с сыном Артуром. 2015 г.



Фаиль Фатехович Симашев с сыном Ринатом и внучкой Альбиной. 2013 г.


Прием фотографий — до 20 июня с.г. Победителей отметим на Сабантуе 6 июля.

Все присланные вами фотографии (вообще все) принимают участие в конкурсе и публикуются на нашем сайте: http://muhtariat.ru/konkurs-fotografiy-atlaryibyiz-nashi-loshadi/
 



Наши конкурсы / Безнең бәйгеләр

Ответ на загадку в прошлом номере:

Мама едет на базар,
Купит брюки мне — ЧАЛБАР.
Я в мороз и «колотун»
Надеваю шубу — ТУН.

Правильно ответила некто Рәмзия. К сожалению, фамилию она не назвала. Рәмзия ханым! Ваш приз — в редакции.




КОНКУРС 21

«Эшкуар» Котбетдин (булган хәл)

Бер көнне безнең Котбетдин базарга барган икән, имеш. Ни ул алмага’ белмәгәч, 5 тәңкәгә алаша алган. Йөри торгач, ул атны сатмага’ булган: 10 тәңкәгә алаша киткән дә. Тагын байтак кына йөргәч, шул ук атны 15 кәгә алмага’ сүләшкән бит бу! Ул гына да тегел, көн кичкә авышкачмы, Котбетдинебез алашаны дҗаңгыдан сатмага’ думлаган да... сатып та җибәргән: бу юлы инде 20 тәңкәгә. Менә сага результат! Сорау шул: барысы никадәр акча эшләгән безнең «бизнесмен»?

Эшкуар — предприниматель (тат.).    

Ответы принимаются по тел.90-376 в пятницу 17 мая с 19:00 до 20:00. Победителю — сладкий приз.
 



Открыта новая рубрика для частных поздравлений.
 
 


Тәбрикләүләр

 
 

     Хочу лично через газету «Инеш буйларында» поздравить своих любимых внуков — Канеевых Руслана Наильевича и Ильвира Ильдаровича с Днем рождения, а также любимого правнука — Шнякина Ярослава Андреевича с 5-летием.

    Сәламәт булыгыз, бәхетле булыгыз!

 

Рашида Алиевна Канеева      
 

 


 

 



Изучающим татарский язык

Продолжаем публикацию отрывков из книги Аллы Валерьяновны Валеевой.

Что мы едим и пьем

Скоро ужин, стол накрыт.
Мама жарит МЯСО — ИТ.
Скажет мама: «Хлеб купи».
ХЛЕБ — ИКМӘК или ИПИ.
И запомни просто так,
По-татарски НОЖ — ПЫЧАК.
Каждый кушать суп привык,
Только ЛОЖКОЮ — КАШЫК.
В правой я держу руке,
Крепко ВИЛКУ — ЧӘНЕЧКЕ.
ВОДУ я в ведре несу,
Будем пить водичку — СУ.
Любит суп братишка наш,
СУП иначе будет АШ.
Всем полезно, так и знай,
Масло кушать (МАСЛО — МАЙ).
Мама говорит: «Поешь,
На столе ПИРОГ — БӘЛЕШ».
С ветки я сорву сама
ЯБЛОКО себе — АЛМА.
А МОРКОВКА, например,
Называется КИШЕР.
С мёдом чай вкуснее стал,
МЁД иначе будет БАЛ.
Скажет бабушка: «Поешь,
Внучка, ЯГОДЫ — ҖИМЕШ».
Вытри слёзы, мальчуган,
Щиплет глазки ЛУК — СУГАН.

[Источник: Валеева А.В. Я учу татарский! : 100 татарских слов в рифмах для детей / Алла Валеева; Худож. З.Мухаметзянова. — Казань : Магариф, 1999. — [8] л.: цв. ил.]

От редакции. В бастановском говоре, кажется, нет слова «чәнечке» для обозначения вилки ...или же мы просто забыли слово (?). В нашем селе суп называют «шорпа», хотя и в литературном татарском есть слово «шулпа» (бульон). Слово «икмәк» многие бастановцы произносят как «үкмәк». Напоминаем также, что в литературном языке в первом слоге татарских слов звук «а» произносится как «å» (как бы с добавлением «о»: åш, åлма̀, Кåза̀н, Сåбанту̀й, мåту̀р, кåйда̀, åк, кåра̀, тåй, åлаша̀, сåбакта̀ш, бåлы̀к, кåшы̀к, мåл-туа̀р, сåндуга̀ч).
 



Ко Дню Победы

Уже стало традицией в честь Дня Победы собираться на праздничный митинг перед обелиском на ул. Центральная нашего села. Так будет и в этом году. Митинг состоится 8 мая. Акция «Вспомним всех поименно» начнется в 9:30, а в 10:00 — сам митинг. После митинга — угощения (солдатская каша).

А 9 мая — концерт «Мы вас помним». Начало в 15:00 там же, перед обелиском.

Организатор мероприятия — СДК села Бастаново и администрация Демушкинского сельского поселения.

Ждем всех!
 




Мөселманнарга мәгълүмат


Ислам: последние сборы

Аллаh Всевышний сказал в Куръане, что, прежде всего, ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Куръан, 21:36). «Каждый человек вкусит смерть... Каждая душа вкусит смерть, потом она (душа) будет возвращена Богу» (Куръан, 29:56).

С принятием татарами ислама и признанием равенства всех умерших перед Аллаhом установилось единообразие погребального обряда. Строгое соблюдение Кыблы (умершего мусульманина кладут в могилу на правый бок лицом к Кыбле, т.е. в сторону Мекки), однообразное положение тела и рук погребенного, полное отсутствие вещей, сопровождающих умершего в иной мир, — эти мусульманские каноны остаются неизменными по сей день Так и будет. Ин ша'Аллаh!

Есть некоторые местные и национальные особенности, не противоречащие общим догмам. Например, у астраханских татар одна из составляющих кәфен — камиса (нательная рубаха) — для женщин зеленого цвета (обычно — белого). Есть свои особенности захоронения и в нашем селе.

Жизнь человека может оборваться в любой момент, поэтому каждый должен знать, что нужно делать в таком случае.

Находящийся рядом с умирающим должен постараться оказать ему в том числе и духовную помощь.

Умирающего нужно положить таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Голову нужно немного приподнять. Если это сделать невозможно, следует положить его на бок лицом к Мекке.

Последними словами умирающего мусульманина должны быть слова молитвы «Калимат-шаhадат»: «Лā илāhа илла Ллāh, Мух̣а́ммадан Расүлу-Ллāh», т.е. подтверждение единственности Творца и истинности Его последнего Пророка и Посланника Мухаммада (с.а.в.). Это очень важно!

Часто у умирающего пересыхает во рту, тогда подавая ему воду, эти слова, должен произнести находящийся рядом. Очень важно, чтобы умирающий их слышал!

Человек умер. У татар нельзя говорить об умершем «мескен» (несчастный, бедный). Только — мәрхум (покойный).

В каждом селении есть человек, знающий в подробностях порядок ритуальных действий. И он должен следить за точным его исполнением.

Умершего нельзя класть на мягкое. Его кладут на спину, ногами в сторону Мекки, слегка приподняв голову. Руки покойника вытягивают вдоль туловища. На грудь кладут железный предмет, например, ножницы.

Тело покрывают простыней, а голову – полотенцем, чаще старинным домотканым. Возле умершего всегда должны находиться люди. Обычно это пожилые женщины, не обязательно родственницы. Кто-то должен остаться на ночь. Плакать, громко причитать запрещается.

Все предметы, которые обладают свойством отражать, завешиваются тканью. Всем пришедшим в дом и выразившим соболезнования, принято раздавать садака — деньги, полотенца, отрезы ткани, платки, носки, мыло.

Рано утром, все мужчины, которые могут это делать, идут рыть могилу. Никого не приглашают, вернее, никто не ждёт приглашения. Прежде сын или близкий родственник усопшего, с имамом (или его доверенным) должны выбрать место для могилы.

Могила у мусульман роется особым образом. Есть несколько моментов, которые хотелось бы выделить.

В погребении участвуют только мужчины. Возле могилы постоянно должен кто-то оставаться. Если случилось, что всем нужно уйти за покойником, в могилу опускается металлический предмет (топор, лопата).

Копавшим могилу, как правило, раздают садака. Тех из них, кто принимал участие в рытье боковой ниши (ләхет), могут выделить особо (рубашка, полотенце, отрез).

Пока мужчины копают могилу, женщины в доме готовят саван и все необходимое для обмывания. Для этого используют около 15 метров белой ткани (ситца, миткаля, бязи). (Обычно, к старости, женщины заранее готовят материал в достаточном количестве, для себя и для мужа.) Шьют саван крупными стежками, на руках, без узелков на нити, держа иголку «от себя».

Не возбраняется заранее приготовить саван для себя и держать его со всеми необходимыми для такого случая вещами. Но в таком случае, за саван положено ежегодно давать фитр-садака. Фитр-садака желательно давать за два-три дня до наступления Ураза-байрам.

Над умершим совершается обряд омовения (таhарат) и обмывания водой (гусуль). Как правило, и омовение и обмывание производится три раза.

Обмывать умершего начинают после получения известия, что могила готова. Необходимые для этих целей вёдра, ковш и кумган нередко покупают заранее. С водой, предназначенной для этого, обращаются особенно бережно. Вода должна быть свежей. При возможности воду лучше брать из открытого источника. За водой обычно отправляют ближайшего родственника или родственницу. Вёдра с водой прикрываются полотенцем. Принесшему воду, как правило, полагается платок, полотенце или отрез.

Вода для обмывания готовится под чтение молитвы, ведро с этой водой нельзя ставить на пол. Под ведро подстилается полотенце, в ведро, по мере расходования, подливают теплую воду.

Традиционно в омовении и обмывании должно принимать участие не менее 4 человек. В Бастанове принято, чтобы их было нечётное количество — 5 или 7.

В самом процессе обычно принимают участие двое — гассал (омывающий) и его помощник (поливает тело водой). Еще один человек следит за тем, чтобы не кончалась вода. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Гассалом может быть и близкий родственник.

Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. При необходимости, жена может обмывать тело своего мужа (или наоборот). Свёкру не рекомендуется обмывать зятя и наоборот.

Тело женщины должно быть прикрыто полностью. Рекомендуется, чтобы четыре человека постоянно держали над ним простыню. Поэтому для омовения и обмывания женщины нужно больше людей (до девяти).

Омовение умершего — доброе дело, поэтому, в случае надобности, от него никто не должен уклоняться. Особенно, если покойник был одиноким. Гассал не должен заявлять о каких-либо физических недостатках и прочих изъянах покойного, особенно если они скрывались им при жизни.

Не принято брить, стричь волосы и ногти у умершего. Всё это нужно произвести ещё при его жизни.

После окончания обмывания, приступают к обряду обряжения (кяфанлаш). Одежда, в котором хоронят мусульман, называется кяфан (кәфен). Это рубаха (камиса), фартук (изора) и платок, если умерла женщина. Мужчине положена чалма. Облаченного подобным образом укутывают в специально приготовленную ткань (лифофа), концы которой завязывают с обеих сторон. Женщине, кроме этого, покрывают грудь специальным отрезом (хирки). Затем покойного заворачивают в специальный ковёр.

Всем помогающим обмывать и обряжать умершего обычно дают отрезы на платье, платки, рубашки, полотенца.

Когда покойник обряжен, приходит время прощания, в котором участвуют только близкие. Имам читает суры из Куръана.

Выносят покойника из дома ногами вперед. Также выносят и из ворот. По деревне несут головой вперед.

Несут в специальных носилках — табут (в Бастаново их называют дҗаназа) Перед тем как начать шествие, читают погребальную молитву (дҗаназа-намаз; җәназа намазы).

На улице носилки устанавливаются перпендикулярно направлению Кыблы. Имам, а за ним в три ряда мужчины выстраиваются перед носилками лицом в направлении Мекки. Перед молитвой имам обращается к собравшимся и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли ему кто-то должен или был в споре с ним) и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Затем приступают к самой молитве. Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Молются стоя. Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными.

Погребальная молитва, как и омытие и облачение в саван, это — обязанность всех верующих данной местности (фарыз кифая) перед умершим. Этот долг ложится на всех и снимется только после завершения всего ритуала похорон.

После завершения молитвы носилки с покойником несут на кладбище.

Во время процессии, в котором участвуют только мужчины, имам или кто-то из родственников несколько раз обращается ко всем со словами: «Яхшы кеше идеме?» («Хороший ли был этот человек?»). Отвечают: «Яхшы кеше иде» («Хороший был человек»).

Придя на кладище, табут опускают рядом с могилой со стороны Кыблы.

Обычно трое самых близких родственников спускаются в могилу, принимают усопшего, укладывают его в ләхет (боковую нишу), развязывают саван, закладывают нишу подготовленными досками и прикрывают их толью, чтобы в ләхет не попала пыль.

Один из них, в момент укладывания тела в нишу, должен произнести: «БисмиЛлаһи ва ‘аля суннати расулил-Лаһи».

После того, как могилу засыпали землей, все участвующие в ритуале погребения рассаживаются вокруг могильного холма, а мулла читает суру из Корана (обычно суру «Мульк»).

Затем, родственники раздают всем садака — платки, носки, деньги.

После этого все уходят домой, кроме одного человека, остающегося у могилы, с ним же остаются сын умершего и те, кто готовил ләхет. Им раздают приготовленные заранее рубашки, полотенца или ткань.

Все могилы и надгробные памятники на мусульманском кладбище обращены в сторону Мекки. Традиционно в исламе не принято делать могилу особенной, отличающейся от других. Согласно Сунне Пророка (с.а.в.), холм над могилой не должен возвышаться выше 15-20 см.

В то время, когда на кладбище происходит захоронение, женщины с улицы заходят в дом. Моют пол, начиная с порога. Стирают, в первую очередь вещи, соприкасавшиеся с покойным, и вещи, принесенные из мечети, обтирают стены, потолок, топят печь. Все это нужно успеть сделать до прихода мужчин с кладбища. Опять раздается садака всем присутствующим.

Затем в дом заходят старики — не родственники покойного, и читают Куръан. В доме, где умер человек, три дня действует запрет на приготовление еды. Поэтому, по традиции, близких на обед приглашают соседи, родные.

«...Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей...» (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи).
 



Ответы на мусульманский кроссворд в 4-м номере


 



Май. Туган көннәр

Поздравляем с Днем рождения бастановцев Барамыкова Адиля Наилевича, Барамыкова Адипа Фатеховича, Гарипову Алиму Мухтаржановну, Даутова Рамиля Камильевича, Девликамова Наримана Фаритовича, Енилеева Олега Адилиевича, Енилеева Артура Рустамовича, Енилеева Ильяса Рустамовича, Енилееву Рузию Фаритовну, Енилееву Румию Фаритовну, Ибрагимову Аделину Анваршоновну, Имангулову Румию Ибрагимовну, Канеева Рината Рафаильевича, Канееву Гульнар Караматовну, Клеблеева Дамира Рифатовича, Клеблееву Кристину Равилевну, Клеблееву Фаилю Рашитовну, Козиева Руслана Кадамовича, Козлачкову Дарью Николаевну, Кулешова Анвара Адиповича, Маслова Олега Николаевича, Романцеву Регину Владимировну, Сакаеву Веронику Николаевну, Симашова Руслана Исмаиловича, Симашову Алиму Хусаиновну, Симошева Рифата Рашитовича, Симошева Шавката Фаритовича, Тынчерова Равиля Ганиевича, Чекаева Наримана Равильевича! Желаем всем счастья! Барыгызга да бәхет телибез!
 




Ищем свои корни

На нас через сайт http://muhtariat.ru вышла Сафия Шавкатовна Михалькова (Симашева), 1962 г.р., из Подмосковья, уроженка Узбекистана. Ее дед — Симашев Ахмедҗан Хусаинович, 1906 г.р., уроженец села Бастаново, ушел на фронт из Самаркандской области и, судя по информационным Интернет-банкам Минобороны РФ, пропал без вести в феврале 1943 года в боях на территории Ленинградской области.

У Ахмеджана были сестры: Маршида, Ашраф, а также и Нафиса, которая жила в Бастанове (на Центральной улице). Нафису в деревне звали и как абыстай. У нее была больная дочь Зухра.

Жену Ахмеджана Симашева звали Ханифа Мухамеджановна (причем и в девичестве она была так же Симашева или Симашова). Сафия Шавкатовна интересуется родственниками брата Ханифы — Симашева Хайбулы Мухамедовича, 1913 г.р., также призванного из Самаркандской области и погибшего в Амурской области в августе 1945 года (по данным Интернет-баз Минобороны РФ). Другой брат Ханифы — Хусаин умер в 1976 году.

Нам удалось найти подругу детства Сафии Шавкатовны в Бастанове — Найму Ахатовну Канееву (в замужестве Девликамова). В мае с.г. Сафия Шавкатовна планирует приехать в Бастаново. Надеемся, что при личной встрече с Наймой Ахатовной многое прояснится. Телефон Сафии Шавкатовны есть в редакции.
 



По поводу астрономического открытия

В прошлом номере нашей газеты было опубликовано сенсационное сообщение об обнаружении новой звезды в одном из малоисследованных созвездий. Конечно, это была шутка :). И не мудрено: номер же был апрельский... Созведие «Треугольник» на самом деле существует, но, само собой, не «Өчпочмак» (по-татарски «треугольник»). Соответственно, и звезда «Пәрәмәч» пока не открыта.
 



Вспомним поименно

Дорогие земляки!

Следующий 2020 год — юбилейный. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Многие не вернулись домой. В том числе и наши односельчане. Начиная с 2006 г., Министерство обороны РФ собирает информацию о советских воинах, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны в обобщённый электронный банк данных — ОБД «Мемориал». Данные публикуются на Интернет-портале https://obd-memorial.ru/, где имеется удобная система поиска, как, например, по фамилии, так и по месту рождения или призыва.

В преддверии Дня Победы к данному номеру газеты мы заказали специальный лист-вкладыш со списком погибших в ВОВ бастановцев (см. здесь ниже). С электронной версией этого списка можно ознакомиться и на нашем сайте http://muhtariat.ru/memory/pogibshie-v-velikoi-otechestvennoi-voine-urozhentsyi-sela-bastanovo/.

Просим вас указать на неточности (если они есть) или дать более подробную информацию о ваших родственниках.

А ошибки могут быть. Время было такое. Где-то букву не так написали, где-то — адрес неточный, где-то — дата не та...

Вот пример.

Барамыков Алимҗан Фазлуллович. 1904 года рождения. Призвался на фронт в 1942-м из Узбекистана. В 1944-м на него пришла «похоронка». И в списках он до сих пор значится как погибший. И даже указано, что захоронен в братской могиле в Эстонии. А место рождения — Бастаново — в ОБД записано вообще как Баскипово.

А он был в госпитале. И вернулся домой. Раненый и контуженный. Но вернулся. Умер в 1955-м.

И таких историй много. Надеемся на вашу помощь.

В своё время большую работу провели учителя и школьники Бастановской школы в 1960-1990 гг. За что мы им благодарны.
 



На Совете МРОМ

5 апреля в Исторической мечети прошло расширенное заседание Совета местной религиозной организации мусульман г.Сасово и Сасовского района под председательством имама Джуры-хазрата Тураева. Присутствовали: глава Демушкинского СП В.Н.Сaмoйлов, директор ООО «Прогресс» Р.А.Бaтaлoв, директор «Сасовские ГРЭС» — филиала АО РOЭК Л.Х.Енгaлычeв, представители малого бизнеса, члены Совета.

В начале был заслушан отчёт председателя МРОМ Д.Т.Тураева за прошедший год. Затем обсуждались вопросы дальнейшего благоустройства территории и доработки дворовых построек Исторической мечети, газификации и электро- и водоснабжения Верхней мечети, обустройства подъезда к кладбищу и прочие вопросы.

По рекомендации Джуры-хазрата было утверждено ходатайство перед предстоящим Общим сельским сходом о возложении обязанностей муллы Верхней мечети на нашего односельчанина — Ибрагимова Анвара, студента Нижегородского исламского медресе.

 



 

Сасовская национально-культурная автономия татар и религиозная организация мусульман г.Сасово и района выражают соболезнование родным и близким
Ешелева Руслана Решатовича (1969-2019)
, в связи с его безвременной кончиной
 

 


 

Публикуемые в газете сведения являются редакционными или общедоступными или взяты из открытых источников сети Интернет, не являются предметами авторского права и/или смежных прав (за исключением материалов, отмеченных знаком ©, если таковые имеются). В любом случае при копировании просим ссылаться на информационный листок «На берегах Леи».
 


 

ГАЗЕТА РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ БЕСПЛАТНО

Редактор: Барамыков А.Н.    Компьютерная верстка: Гарипов Н.К.

Набор завершен 29.04.2019. Тираж 600 экз.

Телефон для справок: 8••9O5••I85••29••I2

E-Mail: info@muhtariat.ru

Номер карты СБ РФ для пожертвований на поддержку газеты — 4276 8530 3303 5388 (перевод желательно сопроводить SMS-кой). Спасибо.


Уважаемые читатели!

На страницах нашей газеты могут упоминаться имена Аллаһа, приводиться аяты из сур Священного Куръана, хадисы пророка Мухаммада (с.а.в.). Просьба соблюдать правила обращения с такого рода предметами.


 


Лист-вкладыш (Приложение к 21-му номеру)

Вспомним поименно

Дорогие земляки!

Вы смотрите приложение к 21 номеру газеты села Бастаново — "На берегах Леи" ("Инеш буйларында").

Этот номер не простой, а предпраздничный. 9 мая — День Победы.

Нет ни одной семьи на территории бывшего СССР, которой не коснулась бы та война, поэтому и праздник такой великий.

К сожалению, не все вернулись. Общих людских потерь для СССР в годы Великой Отечественной войны составило более 26 миллионов человек. Из них около 9 миллионов человек — потери советских вооруженных сил. Среди них — и наши деды и прадеды.

Министерство обороны РФ продолжает собирать информацию о советских воинах, погибших, умерших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны в обобщённый электронный банк данных — ОБД «Мемориал». Данные публикуются на Интернет-портале https://obd-memorial.ru/.

По материалам сайта и составлен этот список погибших и пропавших без вести на фронтах той войны наших односельчан. Тех, кто не вернулся домой.
С электронной версией этого списка можно ознакомиться и на нашем сайте http://muhtariat.ru/memory/pogibshie-v-velikoi-otechestvennoi-voine-urozhentsyi-sela-bastanovo/.

А мы, накануне предстоящего Дня Победы, решили специально этот лист-вкладыш.

Возможно, есть неточности. Ведётся постоянная работа по их выявлению и внесению дополнений.

Убедительно просим вас внимательно ознакомиться с этим документом и указать на ошибки или недочёты (если они есть), касающиеся ваших родственников или знакомых. Если есть сохранившиеся фото героев — приносите, передавайте или присылайте на электронную почту их сканы.

Следующий 2020 год — юбилейный. 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

Впереди — целый год. Давайте совместными усилиями допишем эту страницу села Бастаново. Помимо этого, к этому времени обязательно нужно составить список всех бастановцев - участников войны.

Всех с праздником! Дай Аллаh нам мира и благополучия!

Низкий поклон Ветеранам! Здоровья вам и долгих лет жизни!

Погибшие или без вести пропавшие на фронтах Великой Отечественной войны 1941-45 гг.
УРОЖЕНЦЫ СЕЛА БАСТАНОВО
(по данным обобщенного электронного банка данных “Мемориал” Министерства обороны РФ)

Указание "(Свед.отсутств.)" дано в том случае, если данные приведены исключительно по списку,
сохраненному Бастановской школой (и в нем не оказалось сведений по данной персоне).
Сокращения: ВПП — военно-пересыльный пункт.

  1. Байбеков Сабир Ризвенович (1926 — убыл из ВПП 19 февраля 1945).
  2. Барамыков Абдулла Мухамедович (1897 — 28 февраля 1945).
  3. Барамыков Халид Изатуллович (1914 — декабрь 1941).
  4. Барамыков Ханиф Хафизович (1922 — 23 января 1945).
  5. Глебов Ефим Игнатович (1921 — 18 сентября 1941).
  6. Давлекамов Мухамеджан Абдулович (1910 — август 1944).
  7. Давликамов Идаят Азизович (1915 — 14 января 1945).
  8. Давлеканов Герей Хусаинович (1905 — убыл из ВПП 10 мая 1944).
  9. Девлеканов Инояр Азизович (1919 — 11 января 1943).
  10. Девлеканов Эмин Негметулевич (1905 — сентябрь 1941).
  11. Девликамов Алим Хайрулович (1918 — 01 июля 1944).
  12. Девликамов Анвар Иноятович (1925 — 07 апреля 1945).
  13. Девликамов Ахат Ханафьевич (1926 — 19 июля 1944).
  14. Девликамов Ибрагим Халилович (1918 — 30 мая 1943).
  15. Девликамов Ильяс Алимович (1900 — 13 января 1944).
  16. Девликамов Мирза Рахимович (1915 — 24 августа 1943).
  17. Девликамов (Давлекамов?) Рахим Мухамеджанович (1911 — 04 марта 1943).
  18. Девликамов Таир Хусаинович (1925 — 24 февраля 1945).
  19. Девликамов Талгат Мубаракович (1914 — октябрь 1941).
  20. Девликамова Раиса Закировна (1922 — 21 октября 1942).
  21. Девликанов Давлай Ханиорович (1920 — 10 января 1944).
  22. Енгалычев Али Халилович (1905 — 24 декабря 1943).
  23. Енгалычев Алим Хасанович (1911 — декабрь 1943).
  24. Енгалычев Аминь Алимович (1910 — 27 июня 1941 или октябрь 1941).
  25. Енгалычев Ахат Мухамеджанович (1919 — 26 февраля 1942).
  26. Енгалычев Рафат Алеевич (1918 — 12 декабря 1941).
  27. Енгалычев Таир Алимович (Алиманович?) (1916 — 12 января 1945).
  28. Енгалычев Фаез Изатулович (1906 — август 1942).
  29. Енгалычев Шамиль Саидович (1914 — 02 января 1942). Место рождения указано Бастаново, но на фронт ушел из с. М.-Студенец.
  30. Енелеев Алимжан Хусаинович (1900 — 02 сентября 1942).
  31. Енилеев Муборяк Джабарович (Информация о датах рождения или смерти отсутствует — здесь и далее: Свед.отсутств.).
  32. Иванов Григорий Федорович (1910 — убыл из ВПП 23 сентября 1941).
  33. Иванов Михаил Федорович (Свед.отсутств.).
  34. Иверский Серафим Алексеевич (1924 — 24 марта 1943). Место рождения указано Бастаново, но на фронт ушел из с.Ямбирно.
  35. Канеев Алим Алиевич (? — март 1943).
  36. Канеев Алим Иноятович (1919 — сентябрь 1941).
  37. Канеев Зариф (1923 — 21 января 1943).
  38. Канеев Ибрагим Хасанович (Свед.отсутств.).
  39. Канеев Изатулла Хабибуллович (1899 — 22.01.1945).
  40. Канеев Мухамеджан Хусаинович (1903 — декабрь 1941).
  41. Канеев Рахим Абдуллович (1906 — ноябрь 1941).
  42. Канеев Халит (Хамит?) Хасанович (1890 или 1912? — март 1944) (год рождения необходимо уточнить).
  43. Канеев Ханафий Абдуллович (1897 или 1905? — 01 апреля 1943) (год рождения необходимо уточнить).
  44. Канеев Хашор Хайруллович (1906 — ?) (гибель не подтверждена).
  45. Канеев Шамиль Гиреевич (1925 — 23 июня 1944).
  46. Клеблеев Айнеддин Хусаинович (Хайрулович?) (1912 — 10 августа 1943).
  47. Клеблеев Аминь Ахмеджанович (1924 — 21 ноября 1942).
  48. Клеблеев Зариф Азизович (1924 — май 1943).
  49. Клеблеев Ибрагим Азизович (1914 — март 1943).
  50. Клеблеев Иноят Хафизович (1903 — 09 июня 1943).
  51. Клеблеев Махматнур Хусаинович (1915 — 04 февраля 1944).
  52. Клеблеев Наиль Хусаинович (Свед.отсутств.).
  53. Клеблеев Фатих Азизович (1919 — май 1942).
  54. Клеблеев Холи Алинович (1911 — 28 декабря 1942).
  55. Клевлеев Али Абдурахимович (1902 — 12 октября 1942).

  56. Клевлеев Иноят Хайрулович (1902 — ноябрь 1943).
  57. Конеев Александр Васильевич (1919 — 31 января 1942).
  58. Конеев Ганы Григорьевич (1910 — убыл из ВПП 18 декабря 1944).
  59. Мишкарёв Николай Ефимович (Свед. отсутств.).
  60. Пивоваров Иван Михайлович (1918 — 29 ноября 1942).
  61. Пивоваров Яков Михайлович (1905 — октябрь 1941).
  62. Писаренко Андрей Петрович (Свед.отсутств.).

  63. Савельев Захар Никитович (1905 — 05 марта 1942).
  64. Садаев Ибрагим Гиреевич (1920 — февраль 1942), д.Тархань.
  65. Садаев Ханиф Абдирахимович (? — февраль 1943).
  66. Садаев Ханиф Абдуллович (Свед.отсутств.).
  67. Семенеев Ахат Хасанович (1912 — 28 ноября 1942).
  68. Семенеев Исмаил Алиевич (1910 — 15 марта 1943).
  69. Семенеев Исмаил Алимович (1911 — 1942).
  70. Семинеев Далят Инаятович (1920 — 1942, пленение).
  71. Сименеев Мурза Заирдинович (1904 — 01 февраля 1945).
  72. Сименеев Саидгани Ахмеджанович (1924 — декабрь 1941).
  73. Сименеев Фарит Ахмеджанович (1919 — 27 сентября 1941, пленение).
  74. Тактаганов Атхам Амлиевич (1921 — 27 марта 1943).
  75. Танцеров Ханиф (1898 — убыл из ВПП 02 октября 1944).
  76. Тахтаганов Алим Мухамеджанович (1909 — 14 июля 1943).
  77. Тахтаганов Ахмеджан Алиевич (1911 — 27 июля 1942).
  78. Тахтаганов Равиль Валеевич (1926 — 24 марта 1945).
  79. Тохтаганов Али Хусаинович (1905 — убыл из ВПП 12 апреля 1942).
  80. Тынчаров Рахим Хайрулович (? — 12 января 1944).
  81. Тынчаров Сафа Алеевич (1924 — убыл из ВПП 28 июня 1944).
  82. Тынчеров Абдулла Ганиевич (1926 — 12 или 15 августа 1944).
  83. Тынчеров Азиз Мулекович (1899 — март 1943).
  84. Тынчеров Али Ганеевич (1920 — 16 апреля 1945).
  85. Тынчеров Анвар Хафизович1 (1920 — ноябрь 1944), подробности см. в Интернете на http://muhtariat.ru/memory/pogibshie-v-velikoi-otechestvennoi-voine-urozhentsyi-sela-bastanovo/.
  86. Тынчеров Анвар Хафизович2 (1919 — 30 августа 1942), подробности см. в Интернете на http://muhtariat.ru/memory/pogibshie-v-velikoi-otechestvennoi-voine-urozhentsyi-sela-bastanovo/.
  87. Тынчеров Ариф Валеевич (1900 — март 1945).
  88. Тынчеров Афият Иноятович (1923 — убыл из ВПП 28 апреля 1944).
  89. Тынчеров Гани Изатуллович (1905 — июнь 1942, пленение; 12 августа 1944 — гибель в плену).
  90. Тынчеров Гани Латикович (1911 — 1941, пленение).
  91. Тынчеров Гани Хасанович (1905 — декабрь 1942 или 1943).
  92. Тынчеров Гани Хусаинович (1906 — октябрь 1942).
  93. Тынчеров Диляр (Билар?) Изатуллович (? — 04 марта 1943).
  94. Тынчеров Инаяд Халимович (1912 — 07 ноября 1944).

  95. Тынчеров Мухамеджан Изатуллович (1905 — 29 января 1942).
  96. Тынчеров Раис Ганиевич (1924 — 15 января 1944).
  97. Тынчеров Рахим Лятифович (1915 — 22 октября 1943).
  98. Тынчеров Рашид Хусаинович (1915 — июль или сентябрь 1941).
  99. Тынчеров Фатех Мухамеджанович (Свед.отсутств.).
  100. Тынчеров Халил Ахмеджанович (1918 — 03 февраля 1944).
  101. Тынчеров Хан. Над. (1908 — февраль 1944).
  102. Тюленев Иван Васильевич (Свед.отсутств.).

  103. Чикаев Гани Хайруллович (1912 — 14 августа 1943).
  104. Широков Петр Иванович (1907 — 23 августа 1942).

 

 

Оригинал номера с Приложением на http://tatarsasovo.narod.ru/doc/na_beregakh_leyi_num21_s_pril.pdf

 

Возврат в раздел <<

 

 





Онлайн-школа татарского языка

Уважаемые читатели, 
 
Онлайн-школа татарского языка «АНА ТЕЛЕ» теперь работает без ограничения количества пользователей! Если раньше на сайте могли заниматься только 10 тысяч человек, то теперь сайт открыт для всех желающих учить татарский.

Обучение полностью бесплатное.

Распространяйте информацию среди желающих учить татарский!

Брошюры (листовки) о проекте  на трех языках:     РУС     ТАТ      ENG


 
Хөрмәтле укучылар, милләттәшләр,
 
"АНА ТЕЛЕ» Онлайн-мәктәбе хәзер татар телен өйрәнергә теләгән һәркем өчен ачык.

Уку тулысынча бушлай. Рәхим итеп, мәгълүматны татар телен өйрәнергә теләүчеләр арасында таратыгыз!

 
Проект турында өч телдә брошюралар:     РУС     ТАТ      ENG
 

Хөрмәт белән, 

Азат Фәттахов

"АНА ТЕЛЕ" проектының үсеш алуы буенча җитәкчесе
 

 

EFEducation First, 420111, ул.Баумана, 44/8, Казань, Республика Татарстан, Россия

Тел: +79250119550 | E-Mail: azat.fattakhov@ef.com

 

           Facebook          YouTube          Instagram          Vkontakte